
Оригинальные исследования
ОБОСНОВАНИЕ. Бариатрические операции (БО) — один из наиболее эффективных методов лечения морбидного ожирения и часто сопутствующего ему сахарного диабета 2 типа (СД2). Около 80% пациентов не только снижают вес после БО, но и достигают ремиссии СД2. Тем не менее, в отдаленном периоде у части пациентов отмечается повторный набор веса и рецидив СД2.
ЦЕЛЬ. Определить факторы риска повторного набора веса и отдаленного рецидива СД2 после его ремиссии вследствие БО.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследование были включены 111 пациентов с ожирением и СД2, которым была проведена БО одного из типов: продольная резекция желудка/гастрошунтирование/билиопанкреатическое шунтирование в модификации SADI или DS через ≥5 лет после БО. Критерии ремиссии СД2 включали: удержание уровня гликированного гемоглобина (HbA1c) ≤6,5% и уровня глюкозы плазмы натощак менее 7,0 ммоль/л не менее, чем 3 месяца после отмены сахароснижающей терапии. За стабильное удержание массы тела принималась ее прибавка <10 кг от минимального значения после БО.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Пациенты были дважды разделены на группы: со стабильным удержанием достигнутого веса (группа 1) и с набором веса ≥10 кг от минимально достигнутого веса после БО (группа 2); с ремиссией СД2 (группа 3) и с рецидивом/отсутствием ремиссии СД2 (группа 4). Статистически значимых различий по дооперационным клинико-лабораторным характеристикам между группой 1 и группой 2 выявлено не было. До операции в группе 4 в сравнении с группой 3 отмечались более высокие значения HbA1c (8,70% [7,4; 10,1] против 7,45% [6,4; 8,3], p<0,001), более низкие уровни иммунореактивного инсулина (ИРИ) (12,70 мкМЕ/мл [9,39; 17,70] против 28,1 мкМЕ/мл [20,5; 33,3], p<0,001), и С-пептида (3,01 нг/мл [2,19; 4,66] против 4,7 нг/мл [4,0; 5,5], p<0,001). В группе 4 длительность диабета была больше (9,0 лет [6,0; 12,0] против 4,0 лет [2,0; 9,0], p<0,001), и чаще назначалась инсулинотерапия и многокомпонентная саха роснижающая терапия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Факторы риска отдаленного рецидива СД2 после БО включают: большую длительность СД2, более высокие уровни HbA1c и более низкие значения ИРИ, С-пептида до операции, инсулинотерапию и многокомпонентную сахароснижающую терапию. Значимой связи между рецидивом СД2 и повторным набором веса, а также их взаи мосвязи с типом БО выявлено не было, что требует дальнейшего изучения.
ОБОСНОВАНИЕ. Сахарный диабет 1 типа (СД1) — хроническое заболевание, основными причинами инвалидизации, смертности и снижения качества жизни при котором являются острые и хронические осложнения. Возникновение СД1 в детском возрасте связано со значительным снижением продолжительности жизни и более высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Кроме того, хроническое течение СД1 часто сопровождают и другие аутоиммунные заболевания (аутоиммунный тиреоидит (АИТ), целиакия), а также сопутствующие состояния (задержка роста, дислипидемия и др.), имеющие самостоятельное значение.
ЦЕЛЬ. Оценить частоту и дать клиническую характеристику осложнений, сопутствующих заболеваний и состояний у детей с СД1, заболевших в дошкольном возрасте.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Одноцентровое одномоментное исследование, включающее данные 396 детей в возрасте 4–18 лет с ранее диагностированным СД1, длительностью не менее 3 и не более 10 лет, находящихся на интенсифицированной инсулинотерапии. В зависимости от возраста диагностики СД1 участники исследования были распределены на две группы: с манифестацией СД1 моложе 7 лет и с манифестацией СД1 старше 7 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Медиана возраста составила 11,9 [9,3; 14,9] года, длительности заболевания — 5,2 [3,9; 6,9] года, уровня гликированного гемоглобина — 7,9 [7,2; 9,2]%. Группы пациентов не различались по полу, продолжительности заболевания и SDS индекса массы тела. Уровень гликированного гемоглобина (р=0,011) и SDS роста (р=0,041) были выше у детей с манифестацией СД1 старше 7 лет. По результатам регрессионного анализа, с учетом коррекции на возраст детей на момент обследования, установлена прямая зависимость между манифестацией СД1 в дошкольном возрасте и ретинопатией (β=4,95), микроальбуминурией (β=2,64) и задержкой роста (SDS роста менее 2) (β=1,22). Напротив, снижение скорости клубочковой фильтрации было связано с более старшим возрастом манифестации СД1 (р=0,012). После коррекции на возраст частота АИТ, целиакии и дислипидемии значимо не различалась в зависимости от возраста диагностики СД1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные данные указывают на важное значение манифестации СД1 в дошкольном возрасте как независимого фактора риска сосудистых осложнений у детей и замедления линейного роста. Несмотря на то, что точные причины на сегодняшний день не вполне понятны, эти данные диктуют необходимость к более тщательному и строгому контролю СД1 у маленьких детей, начиная с самого начала заболевания.
ОБОСНОВАНИЕ. Деинтенсификация базис-болюсной инсулинотерапии (ББИТ) с упрощением режима лечения является возможной и необходимой терапевтической стратегией для ряда пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД2). Одним из вариантов деинтенсификации является переход на фиксированную комбинацию инсулин гларгин/ликсисенатид (иГларЛикси).
ЦЕЛЬ. Определить эффективность и безопасность деинтенсификации ББИТ у госпитализированных больных СД2 путем перевода на иГларЛикси под контролем непрерывного мониторинга глюкозы (НМГ).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Дизайн: одноцентровое сравнительное наблюдательное исследование в реальной клинической практике. Включено 283 пациента с СД2, получающих ББИТ. У 118 больных проведена деинтенсификация ББИТ по клиническим показаниям под контролем НМГ, 165 больных продолжали получать ББИТ. 30 пациентов обследованы повторно спустя год после деинтенсификации. Оценивали время в целевом диапазоне (TIR), время в диапазоне выше целевого (TAR), время в диапазоне ниже целевого (TBR), а также коэффициент вариабельности (СV), среднюю амплитуду колебаний глюкозы (MAGE), индекс лабильности (LI) и скорость изменения уровня глюкозы (MAG). Эндогенную секрецию инсулина оценивали по уровню С-пептида натощак и через 2 часа после еды. Расчетную скорость утилизации глюкозы (рСУГ) использовали как меру чувствительности к инсулину.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Группы были сопоставимы по возрасту, длительности СД, уровню гликированного гемоглобина (HbA1c) и рСУГ. Индекс массы тела (ИМТ) и уровень С-пептида были выше, а длительность инсулинотерапии и исходная суточная доза инсулина (СДИ) — ниже у пациентов группы деинтенсификации (все р≤0,0004). В ходе деинтенсификации СДИ была снижена (с 64 до 30 Ед/сут, р<0,001). Достигнутые значения TIR и TBR не различались у пациентов двух групп. У пациентов на иГларЛикси TAR L2 (>13,9 ммоль/л), CV, MAGE и MAG были ниже (все p<0,05). В многофакторном регрессионном анализе ИМТ, СДИ и С-пептид натощак были ассоциированы с успешной деинтенсификацией. В ROC-анализе наилучшим предиктором оказался С-пептид натощак с точкой отсечения 0,92 нг/мл. Через год после деинтенсификации лечения наблюдалось снижение уровня HbA1c (-0,5%, р=0,001) и массы тела (-2 кг, р=0,003), и повышение постпрандиального уровня С-пептида (р=0,029) без изменений рСУГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Переход на иГларЛикси является эффективной терапевтической опцией для больных СД2 с нормальным уровнем С-пептида, нуждающихся в деинтенсификации ББИТ.
ОБОСНОВАНИЕ. Сахарный диабет 2 типа (СД2) и болезни системы кровообращения продолжают оставаться одной из важных проблем здравоохранения. Острый инфаркт миокарда с подъемом сегмента ST (ОИМпST) у пациентов СД2 характеризуется тяжелым течением с неблагоприятными клиническими исходами. В настоящее время остаются недостаточно изученными особенности ОИМпST у пациентов с СД2 в разных этнических группах.
ЦЕЛЬ. Определить закономерности воспалительного ответа у больных сахарным диабетом 2 типа и острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST бурятской популяции.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проведено обсервационное одноцентровое одномоментное сравнительное исследование на базе кафедры эндокринологии ИГМАПО-филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и Республиканской клинической больницы имени Н.А. Семашко г. Улан-Удэ Минздрава Республики Бурятия. В исследование включены больные СД2 и ОИМпST с участием контрольной группы. У всех участников исследования был собран анамнез, проведено клинико-функциональное обследование. Все участники подписали информированное согласие на участие в исследовании. Методом твердофазного иммуноферментного анализа в сыворотке крови определяли показатели интерлейкина-1β (ИЛ-1β), интерлейкина-6 (ИЛ-6), интерлейкина-8 (ИЛ-8), интерлейкина-10 (ИЛ-10), фактора некроза опухоли-α (ФНО-α) и уровень высокочувствительного С-реактивного белка (вч-CРБ) иммунотурбидиметрическим методом. У больных СД2 и ОИМпST забор венозной крови проводили натощак в первые сутки от момента развития ангинозного приступа.
РЕЗУЛЬТАТЫ. В исследование вошли 77 человек, которых разделили в зависимости от этнического статуса на пациентов русской и бурятской популяций. Группу русской популяции составили 21 пациент с СД2 и ОИМпST и 22 человека контрольной группы. В группу бурятской популяции вошли 14 пациентов с СД2 и ОИМпST и 20 человек контрольной группы. Установлено достоверное увеличение показателей воспалительного ответа (ИЛ-1β, ИЛ-6, ИЛ-10, ФНО-α, вч-СРБ) у больных СД2 и ОИМпST русской популяции относительно контрольной группы русской популяции (р<0,01). У пациентов с СД2 и ОИМпST бурятской популяции зарегистрировано повышение уровней ИЛ-1β, ИЛ-6 и вч-CРБ по сравнению с показателями контрольной группы бурят (р<0,05). Сравнительный анализ показал, что для больных СД2 и ОИМпST бурятской популяции характерно снижение воспалительного ответа с депрессией цитокинов, как провоспалительного звена (ИЛ-6), так и противовоспалительного (ИЛ-10) на фоне снижения вч-СРБ относительно больных СД2 и ОИМпST русской популяции (p<0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные результаты свидетельствуют о выраженном дисбалансе цитокиновой системы в первые сутки острого периода у больных бурятской популяции с СД2 и ОИМпST на фоне снижения показателей противовоспалительного звена относительно больных СД2 и ОИМпST русской популяции.
ОБОСНОВАНИЕ. Курение нарушает эндокринную систему, изменяя уровни ключевых гормонов, таких как эстроген (E2) и пролактин (PRL). Взаимосвязь между курением и половыми гормонами является важной темой исследования. IL-12 — важный цитокин, усиливающий иммунные ответы, особенно способствуя дифференцировке Т-лимфоцитов.
ЦЕЛЬ. Оценить влияние курения на функцию иммунной системы путем анализа снижения провоспалительных цитокинов (например, IL-12) и определить, усугубляют ли гормональные различия этот эффект у женщин.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Было собрано 90 образцов сыворотки от здоровых незамужних женщин в возрасте 20–29 лет. Образцы разделили на три группы: курящие (n=30), подвергшиеся пассивному (вторичному) курению (лица, подвергающиеся воздействию табачного дыма в окружающей среде) (n=30) и некурящие (контрольная группа, n=30). Курящие женщины были дополнительно разделены на 2 подгруппы: по интенсивности курения в сутки — тяжелые и легкие курильщицы; и по длительности курения — <4 лет и ≥4 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ: Выявлены значимые различия в уровнях IL-12, PRL и HbA1c между исследуемыми группами (p<0,05). Что касается E2, медиана в группе курящих (медиана=92,68) ниже, чем в контрольной и группе пассивного курения, однако разница статистически незначима.
ВЫВОДЫ: Результаты свидетельствуют, что тяжелое курение негативно влияет как на метаболическое здоровье (повышает уровень HbA1c), так и на гормональный баланс у женщин. Кроме того, курение снижает уровень IL-12, что может ослаблять иммунные ответы и отрицательно влиять на общее состояние здоровья. Длительность курения (короткий срок vs. длительный) существенно не изменяла изучаемые показатели.
Обзоры
К 20-летию клинического применения ингибиторов дипептидазы-4 (иДПП-4) расширяется представление о спектре эффектов (метаболических, клинических, биологических) за пределами первоначально определенного гликемического контроля, рассматриваются возможности и направления их безопасного использования с учетом новых биологических эффектов. Уточняется сердечно-сосудистая и нефрологическая безопасность иДПП-4 в контексте комбинированной терапии с метформином и инсулином. Анализируется недооцененная связь сахарного диабета 2 типа с хрупкостью костей и выбором антигипергликемических препаратов. Рассматриваются новые биологические эффекты ингибиторов ДПП-4 с потенциальной клинической значимостью. Представлен алоглиптин как противодиабетическое инкретиновое средство с его возможностями и сюрпризами в метаболическом контроле.
Диабетическая ретинопатия (ДР) является одним из наиболее распространённых и опасных осложнений сахарного диабета, часто приводящим к слепоте. Учитывая высокую распространённость заболевания и ограниченные ресурсы офтальмологической службы, особую актуальность приобретает внедрение автоматизированных систем для раннего выявления и мониторинга ДР. Настоящий обзор посвящен анализу современных решений в области применения методов компьютерного зрения и искусственного интеллекта (ИИ) для диагностики ДР. Проведён систематический поиск с последующим анализом 31 работы, описывающих различные подходы, включая использование сверточных нейронных сетей, методов сегментации патологий глазного дна, гибридных алгоритмов и мобильных приложений для скрининга. Обсуждаются ключевые характеристики, архитектуры, чувствительность и специфичность предложенных моделей, а также применяемые датасеты. Особое внимание уделено внедрённым в клиническую практику решениям, таким как IDx-DR и EyeArt, одобренным регулирующими органами. Подчеркивается значимость интерпретируемости моделей, разнообразия обучающих данных и стандартизации изображений как критически важных факторов для повышения обобщающей способности и доверия к ИИ-системам в офтальмологии. Отличительной особенностью данной работы является всесторонний охват как международных, так и отечественных разработок, включая оценку перспектив их интеграции в систему здравоохранения России. Обзор подводит к выводу о зрелости ряда технологий, пригодных для клинического применения, при этом подчёркивая необходимость дальнейших исследований, направленных на повышение точности, устойчивости и прозрачности алгоритмов диагностики.
Мозговой натрийуретический пептид (BNP) и N-концевой промозговой натрийуретический пептид (NT-proBNP) - это полипептидные гормоны, высвобождаемые кардиомиоцитами в ответ на перегрузку сердца объемом или давлением. Результаты многочисленных исследований продемонстрировали значимость данных биомаркеров для диагностики хронической сердечной недостаточности (ХСН), в том числе у больных сахарным диабетом 2 типа (СД2). Также показано, что повышение уровня BNP/NT-proBNP ассоциировано с неблагоприятным прогнозом, а снижение уровня биомаркеров в динамике может приводить к уменьшению частоты фатальных и нефатальных сердечно-сосудистых исходов, а также смерти от любых причин. На сегодняшний день предметом дискуссии остаются пороговые значения BNP/NT-proBNP для диагностики ХСН, особенно фенотипа ХСН с сохраненной фракцией выброса левого желудочка (ХСНсФВ), так как на уровень данных биомаркеров может оказывать влияние возраст, индекс массы тела (ИМТ), функция почек, инсулинорезистентность, острое и хроническое воспаление. Целью данного обзора является обобщение существующих данных о клиническом значении мониторинга BNP/NT-proBNP с акцентом на больных СД2 и о факторах, которые могут оказывать влияние на концентрацию данных биомаркеров в крови. Использование индивидуальных пороговых значений BNP/NT-proBNP для повышения точности диагностики как бессимптомной дисфункции сердца, так и явной ХСН представляет перспективу для дальнейших исследований.
Клинический случай
В настоящее время аллотрансплантация трупной почки представляет собой наиболее эффективный и безопасный метод лечения терминальной почечной недостаточности у пациентов с сахарным диабетом. Для предотвращения отторжения трансплантата необходимо учитывать множество факторов, способствующих его повреждению. Особое внимание следует уделить снижению риска инфекционных осложнений трансплантата, возникающих на фоне иммуносупрессивной терапии.
В данной статье представлен клинический случай пациентки с отторжением почечного трансплантата, которое произошло вскоре после эпизода острого пиелонефрита и повторной аллотрансплантации трупной почки.
Ошибки
Ошибка в статье «Клинический случай беременности пациентки с сочетанием двух орфанных заболеваний: семейной парциальной липодистрофии 4 типа и HNF1A-MODY на фоне лептин-заместительной терапии» авторского коллектива в составе Фролкова Н.В., Радкевич Е.Р., Кокшарова Е.О., Бурумкулова Ф.Ф., Васильев П.А., Минниахметов И.Р., Еремина И.А., Шестакова М.В., опубликованной в журнале Сахарный диабет. — 2025. — Т. 28. — №3. — C. 305-315. doi: https://doi.org/10.14341/DM13333.
В статье была допущена ошибка. В итоговом тексте статьи неверно указан источник финансирования. Верный источник финансирования: работа проведена в рамках государственного задания «Модель персонализированного прогнозирования риска сахарного диабета у детей на основе молекулярно-генетических маркеров в этнических группах Российской Федерации и при семейных случаях заболевания», номер государственного учета: 123021000040-9.
Юбилей
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2072-0378 (Online)








































