Перейти к:
Применение телемедицинских технологий в терапевтическом обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа
https://doi.org/10.14341/DM13280
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Терапевтическое обучение пациентов с сахарным диабетом (СД) является неотъемлемой частью их лечения. На сегодняшний день в Российской Федерации (РФ) использовать дистанционное обучение рекомендовано после пройденного очного обучения. Следовать данной рекомендации достаточно проблематично ввиду удаленности и нехватки Школ для пациентов с СД во многих регионах РФ. В зарубежной литературе вопрос дистанционного обучения в качестве альтернативы очному активно обсуждается.
ЦЕЛЬ. Освещение вопроса эффективности дистанционного обучения с применением телемедицинских технологий у пациентов с СД 2 типа (СД2).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Был проведен систематический поиск научных публикаций, в которых сравнивалось онлайн-обучение с традиционными формами у пациентов с СД2 согласно рекомендациям PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses). Клинические исследования с использованием дистанционной формы обучения у пациентов с СД2 без сравнения с очной формой были исключены.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Всего было отобрано шесть научных публикаций, в которых дистанционная форма обучения параллельно сравнивалась с традиционным терапевтическим обучением. Во всех исследованиях дистанционное обучение продемонстрировало свою эффективность. Малый объем выборки, возрастная неоднородность участников, краткосрочная продолжительность исследования, а также различный способ дистанционного взаимодействия и программа терапевтического обучения являются ограничением для оценки общего эффекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Использование телемедицинских технологий в терапевтическом обучении у пациентов с СД2 предлагает большие перспективы по увеличению доступности обучения и повышения качества медицинской помощи.
Для цитирования:
Чичкова В.В., Шаповалова М.А., Чичкова М.А., Анциферов М.Б. Применение телемедицинских технологий в терапевтическом обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа. Сахарный диабет. 2025;28(3):223-230. https://doi.org/10.14341/DM13280
For citation:
Chichkova V.V., Shapovalova M.A., Chichkova M.A., Antsiferov M.B. Application of telemedicine technologies in therapeutic education of patients with type 2 diabetes mellitus. Diabetes mellitus. 2025;28(3):223-230. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/DM13280
ВВЕДЕНИЕ
В 2023 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала вводное руководство по терапевтическому обучению пациентов с неинфекционными хроническими заболеваниями, в том числе с сахарным диабетом (СД). Согласно определению, терапевтическое обучение пациентов — это структурированный личностно-ориентированный учебный процесс, который продолжается в течение всей жизни пациента и корректируется с учетом его потребностей, состояния, семейных и социальных обстоятельств и течения заболевания [1]. Эксперты ВОЗ считают, что несмотря на отсутствие четких критериев различия терапевтического обучения и других мер поддержки самостоятельного ведения болезни, главной особенностью терапевтического обучения является улучшение клинических результатов и качества жизни. Терапевтическое обучение пациентов может проводиться в амбулаторных условиях или в стационаре, в индивидуальном порядке или в виде группового обучения, очно или дистанционно.
За последние 20 лет было доказано, что терапевтическое обучение у пациентов с СД эффективно и экономически выгодно в плане продвижения методологии самостоятельного контроля, а также улучшения знаний, навыков и мотивации пациентов, что приводит к улучшению биомедицинских, поведенческих и психосоциальных результатов [2][3]. Большое преимущество отводится групповым занятиям в связи с их эффективностью в плане доступности структурированных программ обучения и взаимной поддержке между пациентами внутри группы. В Российской Федерации (РФ) групповое обучение пациентов с СД проводится в кабинетах «Школа для пациента с сахарным диабетом» как структурной единицы медицинской организации. Согласно Базе данных клинико-эпидемиологического мониторинга СД на территории РФ. зарегистрировано 5,5 млн человек с СД, из них более 95% приходится на СД 2 типа (СД2) [4]. Согласно прогнозу экспертов, в 20-летней перспективе работа «Школ диабета» при СД2 может сэкономить 901 млрд руб. (снижение затрат на 10,62%) и предотвратить 23 тыс. смертей (снижение смертности на 2%), если каждый пациент с СД2 будет проходить обучение в Школе ежегодно [5][6]. Несмотря на явную пользу и экономическую эффективность терапевтического обучения у пациентов с СД2, очное посещение занятий может быть доступно не всем пациентам. В последнее время использование цифровых технологий для обучения пациентов с СД2 значительно возросло и хорошо себя зарекомендовало [7–9]. Во время пандемии COVID-19 широко использовались онлайн-программы, что позволило обеспечить непрерывность лечения и обучения в условиях самоизоляции [10–12]. Применение телемедицинских технологий у пациентов с СД2 согласно ряду исследований, значительно экономит бюджетные средства и повышает удовлетворенность пациентов [13][14]. В зарубежной литературе вопрос использования онлайн-обучения в качестве альтернативы очного, его потенциальная польза и имеющиеся на сегодняшний день преграды активно обсуждают [3][15][16]. В рекомендациях Американской диабетической ассоциации (ADA) (2024 г.) рассматривается возможность предоставления DSME (diabetes self management education) с помощью телемедицинских и/или цифровых вмешательств для устранения барьеров проведения обучения и повышения удовлетворенности пациентов [17]. Примером соблюдения этой рекомендации может служить адаптация в Австралии британской программы обучения и поддержки пациентов с СД2 DESMOND с использованием цифровой платформы MyDESMOND. Географическая удаленность мест проведения очных программ обучения послужила главным стимулирующим фактором для внедрения веб-версии MyDESMOND среди австралийских пациентов с СД2 [18].
В нашей стране рекомендуется использовать телемедицинские технологии для терапевтического обучения пациентов только после прохождения очного обучения [19]. Однако удаленность «Школ для пациентов с сахарным диабетом» во многих регионах делает соблюдение данной рекомендации достаточно проблематичной. Пациенты с впервые выявленным СД2 чаще всего наблюдаются амбулаторно и знакомятся с основами самоконтроля на приеме врача-эндокринолога. Это, естественно, не заменяет терапевтического обучения в полном объеме. Внедрение дистанционного обучения для пациентов с СД2 в условиях, когда 100-процентное очное прохождение «Школы диабета» в силу имеющейся в регионе ситуации не представляется возможным, смогло бы повысить его доступность. В РФ на специализированных интернет-ресурсах для пациентов с СД существуют онлайн-школы диабета, где можно не только просматривать образовательные видео-уроки, но и получать обратную связь от специалистов [20][21]. Однако в отечественной литературе опубликованных данных по оценке эффективности дистанционного обучения у пациентов с СД2 недостаточно. На сегодняшний день применение цифровых технологий для обучения пациентов с СД2 представлено только в составе пилотной программы «НОРМА», включающей обучение (онлайн-школа диабета), мониторинг уровня глюкозы крови, наблюдение эндокринолога и административную поддержку. Использование данной программы у 185 пациентов с СД 1 типа (СД1) и СД2 привело к улучшению показателей гликемического контроля без значимого увеличения дозы инсулина [22].
Актуальность проблемы и отсутствие в отечественной литературе клинических исследований по оценке эффективности дистанционного обучения в сравнении с традиционным очным у пациентов с СД2 послужило основанием для изучения данного вопроса и анализа имеющихся зарубежных публикаций.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Рассмотрена доступная рецензируемая литература по применению телемедицинских технологий для терапевтического обучения пациентов СД2 с использованием рекомендаций PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses). Поиск научных публикаций проводился в базах данных PubMed, Scopus, WoS и elibrary и был разработан с использованием ключевых слов и тематических заголовков (diabetes self management education, telemedicine, diabetes type 2) в период 2000–2024 гг., тип научных публикаций: клинические исследования (КИ) и рандомизированные контролируемые исследования (РКИ). Для наглядности на рисунке 1 представлена блок-схема PRISMA процесса отбора научных публикаций [23].
Рисунок 1. Блок-схема PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses) [23].
Научные публикации должны были соответствовать следующим критериям: участники исследования — пациенты старше 18 лет с установленным диагнозом СД2 согласно международным критериям; дизайн исследования подразумевал наличие группы сравнения с традиционным обучением пациентов (очная форма) и группы исследования с применением телемедицинских технологий для терапевтического обучения (дистанционная форма обучения); первичная конечная точка — гликированный гемоглобин (HbA1c).
Критерии исключения: клинические исследования с использованием дистанционной формы обучения у пациентов с СД2 без сравнения с очной формой.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе систематического поиска было отобрано 406 научных публикаций. Из них на основе аннотации было выбрано 61 исследование, в которых изучалось влияние телемедицинских технологий на самоконтроль у пациентов с СД2. Далее было отобрано 14 научных публикаций, в которых терапевтическое обучение было проведено с использованием возможностей телемедицины. Публикации, в которых использовались цифровые технологии для других мер поддержки самостоятельного ведения заболевания (коучинг и мотивационное консультирование), были исключены. Для данного обзора были использованы 6 научных публикаций согласно критериям отбора, в которых дистанционная форма терапевтического обучения сравнивалась с традиционным посещением занятий (табл. 1), исследования без сравнения с очным форматом обучения были исключены.
Таблица 1. Основные показатели, отобранных в процессе поиска исследований
Ссылка |
Страна, дизайн и период исследования |
Объем выборки, средний возраст участников |
Методы обучения |
Результат |
[24] |
США, КИ, 12 мес. |
N=60 чел. Группа вмешательства (n=30), средний возраст (SD) 53,6 года. Группа контроля (n=30), средний возраст (SD) 53,2 года |
Программа TREAT-ON с уроками в режиме видеоконференций. Очная программа DSME |
Среднее снижение уровня HbA1c составляло 0,14% каждые 3 месяца как в группе контроля (95% доверительный интервал [ДИ]: −0,2017, −0,0761), так и в группе вмешательства (95% ДИ: −0,2046, −0,0712) |
[26] |
Таиланд, ИСК, 6 мес. |
N=190 чел. Группа вмешательства (n=95), средний возраст (SD) 59,91±11,84 года Группа контроля (n=95), средний возраст (SD) 59,89±11,95 года |
Дистанционное обучение DSME с помощью аудио- и видеоконференций на смартфоне. Очная программа DSME в групповом формате |
Снижение среднего уровня HbA1c в группах очной и телемедицинской помощи через 3 месяца составило 1,21±0,15% и 1,20±0,15% соответственно; через 6 месяцев: 1,18±0,15% и 1,28±0,16% соответственно (P<0,001) |
[27] |
Сингапур, РКИ, 6 мес. |
N=114 чел. Средний возраст участников: 52,1±5,9 года |
Программа самоуправления на базе смартфона под руководством медсестры (NSSM) Диабетическая служба больницы под руководством медсестры (NDSP) |
В обеих группах уровень HbA1c снизился за 6 мес. При последующем наблюдении в группе вмешательства уровень HbA1c был ниже, чем в контрольной группе, но различия не были статистически значимыми |
[29] |
США, РКИ, 6 мес. |
N=66 чел. Группа телемедицины — 27 чел., средний возраст 49,8±11,5 года Группа очного обучения — 39 чел., средний возраст 54,9±10,9 года |
Обучение диабету с помощью телеконференций в режиме реального времени (n=27 чел.); два 3-часовых занятия, проводимых медсестрой-инструктором по диабету, диетологом и специалистом по физической нагрузке |
Средний уровень HbA1c в группах очного обучения на исходном этапе: 8,2 ±0,31%, через 6 мес. 7,8±0,28% (95% ДИ, p=0,811) Средний уровень HbA1c в группах телемедицины на исходном этапе: 7,8 ±0,29%, через 6 мес. 7,3±0,37% (95% ДИ, p=0,811) |
[28] |
США, РКИ, 3 мес. |
N=46 чел. Группа телемедицины — 24 человека, средний возраст 53,95±10,08 (36,3–70,0) года Группа очного обучения — 22 человека, средний возраст 61,37±8,95 (44,8–80,2) года |
Видеоконференции в режиме реального времени, всего 3 консультации |
HbA1c улучшился с 8,6±1,8% на исходном этапе до 7,8±1,5% сразу после обучения и 7,8±1,8% через 3 мес. после третьего учебного визита (нескорректированный P<0,001, P=0,089 с поправкой на ИМТ и возраст), с аналогичными изменениями, наблюдаемыми в группах телемедицины и очного посещения |
[30] |
Иран, РКИ, 6 мес. |
Видеогруппа (n=126 чел.), контрольная (n=126 чел.) и очного обучения (n=126 чел.) Возраст (средний± SD): очная группа 47,37±7,07 года; контрольная группа 48,31±7,61 года; видеогруппа 45,88±9,09 года |
Группа очного обучения: пациенты получали устное очное обучение посредством групповых занятий. Группа обучения по видео: обучающий фильм, разделенный на уроки |
Средний уровень HbA1c —предварительное тестирование: очная группа: 7,62±1,54%; видео-группа: 7,90±1,88% контрольная группа: 7,82±1,88%, р=0,453 Через 6 мес.: очная группа 6,78±1,34 видео-группа 6,99±1,59% контрольная группа: 7,86±1,90%, р=0,060 |
Ученые Linda Siminerio и соавт. из Питтсбургского университета США для решения проблемы ограниченного доступа к программе DSME (diabetes self-management education and support) у пациентов с СД2 в сельской местности исследовали программу TREAT-ON (Telemedicine for Reach, Education, Access, and Treatment), которая объединила командный подход работы специалистов DSME и телемедицину [24]. На протяжении 12 месяцев дистанционная программа обучения TREAT-ON оценивалась в перспективе и сравнивалась с ретроспективной очной программой DSMES. Обе программы предлагались в федеральных медицинских центрах, предоставляющих медицинскую помощь в основном малообеспеченным, недостаточно застрахованным и незастрахованным людям в сельских районах, расположенных в трех наиболее неблагополучных округах Западной Пенсильвании. Пациенты с СД2 с уровнем гликированного гемоглобина (HbA1c) >9% были направлены в программу TREAT-ON, в рамках которой специалист по лечению и обучению диабету предоставлял услуги DSMES посредством видеоконференций. Изменение уровня HbA1c у 30 пациентов из группы вмешательства сравнивалось через 3, 6 и 12 месяцев с ретроспективной контрольной группой, подобранной по коэффициенту склонности, состоящей из пациентов, получавших очную программу DSMES. Кроме уровня HbA1c, проводилась оценка диабетического дистресса (DDS17), оценка возможностей при СД (DES-SF) и удобство использования телемедицины (TUQ). В группе вмешательства наблюдалось такое же значительное снижение уровня HbA1c, как и в контрольной группе. Большинство (64%) участников достигли своей цели по самоконтролю, уровень HbA1c значительно снижался на 0,21% каждые 3 месяца, а также значительно уменьшалось беспокойство, вызванное диабетом. Независимо от достижения цели, участники программы TREAT-ON сообщили о высокой степени удовлетворенности ею. Данное исследование подтвердило ценность виртуальных программ DSMES для улучшения поведения людей с диабетом и результатов лечения. Стоит отметить, что исследование проводилось в 2020 г. в период пандемии COVID-19, а чуть позже, в 2021 г., эксперты посчитали экономическую выгоду программы TREAT-ON. При сравнении традиционных очных визитов с моделью телемедицины была отмечена более низкая средняя стоимость обслуживания одного пациента (38,85 доллара против 6,20 доллара) и более короткое среднее время поездки (99 минут против 16 минут). Модель TREAT-ON позволила сэкономить 1606 долларов и сократить время, затрачиваемое на поездки в центры DSMES, на 67,6 часа, что эквивалентно 8,4 рабочего дня, которые бы позволили оказать медицинскую помощь дополнительно 67 новым пациентам, направленным в центры DSMES [25].
Похожие результаты были получены в другом ретроспективном случай-контролируемом исследовании в Таиланде, где сравнивали клинические результаты и удовлетворенность программой обучения и поддержки пациентов с СД2 (DSMES) в дистанционном режиме во время пандемии COVID-19 с очным обучением до пандемии COVID-19. По сравнению с исходным уровнем, при трехмесячном наблюдении, снижение уровня HbA1c при обучении посредством телемедицины и очной форме составило 1,20±0,15% и 1,21±0,15% соответственно (P<0,001), тогда как при шестимесячном наблюдении эти показатели составили 1,28±0,16% и 1,18±0,15% соответственно (P<0,001). Не было выявлено существенных различий в снижении уровня HbA1c между двумя группами (P=0,967 и 0,674 при наблюдении в течение трех и шести месяцев). Исследование показало, что дистанционная программа DSMES, реализованная в Таиланде во время пандемии COVID-19, была эффективна для улучшения гликемического контроля и не уступала очному обучению, при этом пациенты оставались довольны [26].
Примером использования смартфона в целях обучения является исследование Цзян У и соавт. [27]. Ученые из Сингапура использовали программное обеспечение на смартфоне для пациентов с СД2 под руководством медсестры в сравнении с существующей системой диабетологической помощи в этой больнице. Исследование проводилось в период с 2018-го по сентябрь 2020 гг., поэтому в условиях пандемии COVID-19 актуальность дистанционного взаимодействия с пациентами значительно возросла. В обеих группах уровень HbA1c снизился за 6 месяцев. Ни у одного из участников не было острых осложнений диабета во время наблюдения. Аналогичным образом различия в количестве незапланированных медицинских консультаций в течение 6 месяцев наблюдения между двумя группами отсутствовали. Использование программного обеспечения на смартфоне позволило снизить нагрузку на медсестер за счет делегирования ее обязанностей приложению в смартфоне и повышению вовлеченности пациентов в процесс самоконтроля [27]. Результаты этого исследования показали, что в условиях кадрового дефицита дистанционный формат может быть эффективен.
Нельзя не отметить факт, что актуальность онлайн-обучения пациентов с СД2 возросла не только после пандемии COVID-19. В 2003 г. исследователи Роберто Е. и соавт. из США оценивали эффективность терапевтического обучения с помощью телемедицины и личных занятий. Обучение состояло из трех консультаций с медсестрой, специализирующейся на диабете, и специалистами по питанию. Результаты продемонстрировали одинаковую эффективность в улучшении гликемического контроля, при этом оба метода были хорошо приняты пациентами [28]. Похожие исходы были получены чуть позже в исследовании Кернс Дж.У. и соавт., где взрослые пациенты с СД2, живущие в сельской местности северной части штата Нью-Йорк, проходили обучение в виде телеконференций в режиме реального времени вместе с другими пациентами соответствующего пола и возраста из Диабетического центра Джослин, Сиракузы, Нью-Йорк [29]. Группа, которая проходила дистанционное обучение, состояла из двух или трех пациентов. Два 3-часовых занятия предлагали комплексное обучение, проводимое медсестрой-инструктором по диабету, диетологом и специалистом по физической нагрузке. За этими занятиями через 3 месяца последовал 3-часовой контрольный курс. HbA1c через 3 месяца снизился в обеих группах, существенных изменений в весе выявлено не было.
Заслуживают внимания результаты исследователей из Ирана, где пациенты с СД2 изучали вопросы питания очно и в режиме видеообучения, а исходы сравнивались с контрольной группой. Участники очной группы получали устную информацию от медсестры, специализирующейся на обучении пациентов с СД, в групповом формате 2 раза в неделю на протяжении двух недель. Группе телемедицины был представлен образовательный фильм, разделенный на несколько эпизодов, в виде DVD-дисков или мобильных приложений для домашнего использования. В ходе исследования ассистенты напоминали участникам с помощью регулярных текстовых сообщений о необходимости снова посмотреть обучающее видео и связаться с ними, если у них возникнут вопросы. Участники контрольной группы получали информацию от медсестер в виде брошюр. В течение трех месяцев в двух образовательных группах средний вес пациентов, HbA1c и липидный профиль снизились в большей степени, чем в контрольной группе. Дистанционное обучение с помощью видеоуроков не уступало по эффективности очному методу обучения по соблюдению диетического режима среди пациентов с СД2 в течение 3-месячного периода. Учитывая растущее число пациентов с СД2, языковое и этническое разнообразие в некоторых регионах Ирана, высокую стоимость очных программ, отсутствие подходящих медицинских центров и специалистов для обучения пациентов в городах и селах, эксперты рекомендуют использовать видеоуроки в сочетании с очным обучением или в качестве его альтернативы, исходя из того, что такой вариант дистанционного обучения является простым и недорогим методом, доступным в любое время и в любом месте.
ОБСУЖДЕНИЕ
Несмотря на растущую доступность эффективных методов лечения, многие пациенты с СД не могут достичь целей лечения. Это зачастую связано с ограниченным доступом к специализированной медицинской помощи, особенно в сельских районах, где нередко наблюдается дефицит кадровых ресурсов. К сожалению, терапевтическое обучение как неотъемлемая часть лечения СД2, охватывает не все слои населения. Территориальная удаленность центров обучения, нехватка специалистов и режим самоизоляции во время пандемии COVID-19 послужили основным стимулом к проведению вышеупомянутых клинических исследований. Представленные в обзоре данные свидетельствуют о том, что терапевтическое обучение с помощью телемедицины у пациентов с СД2 сохраняет эффективность и может быть использовано в качестве альтернативы очного обучения. Показатель HbA1c у всех пациентов с СД2 улучшился после терапевтического обучения, статистической разницы между группами телемедицины и очными занятиями не было. Кроме клинических показателей, во всех отобранных работах оценивались и другие критерии эффективности. Кернс Дж.У. и соавт. оценили удовлетворенность лечением СД с помощью опросника DTSQ (Diabetes Treatment Satisfaction Quality), которая оказалась выше в группах очного ведения пациентов [29]. Однако, несмотря на то что очная группа в данном исследовании получила значительно более высокие баллы в анкете удовлетворенности лечением СД (DTSQ), участники группы телемедицины отметили этот формат как удобный и понятный. Мы предполагаем, что такой параметр, как удовлетворенность пациентов лечением, во многом зависит от программы обучения и специалистов, длительности исследования и способа передачи информации при дистанционном формате. К примеру, в исследовании Роберто E. и соавт. результаты опроса DTSQ показали увеличение удовлетворенностью лечением в обеих группах, различий между ними не было [28]. Следует учитывать, что заинтересованность в онлайн-обучении во многом зависит от компьютерной грамотности обучающихся, их способностей и желания взаимодействовать со специалистом с помощью цифровых технологий, а также от среднего возраста участников исследования. В нашем обзоре средний возраст участников был ниже 60 лет в четырех из шести исследований. Учитывая быстрый рост численности пациентов с СД2 трудоспособного возраста, актуальность применения телемедицинских технологий для обучения данной когорты больных только возрастает.
Ограничением всех представленных исследований является различный объем выборки, возрастная неоднородность участников и краткосрочная продолжительность исследования. Способ дистанционного взаимодействия и программа терапевтического обучения также различались, что могло оказать влияние на конечный результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Терапевтическое обучение пациентов с СД2 с помощью цифровых технологий является перспективным подходом для повышения эффективности самоконтроля и профилактики острых осложнений заболевания. В связи с этим возрастает значимость исследований, позволяющих выявить ограничения и оценить факторы, способствующие более широкому внедрению этого подхода в практику. Дальнейшее изучение данного вопроса будет способствовать продвижению цифровых коммуникаций и повышению доступности терапевтического обучения среди пациентов с СД2 с целью развития отечественного здравоохранения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Источники финансирования. Работа выполнена по инициативе авторов без привлечения финансирования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с содержанием настоящей статьи.
Участие авторов. Чичкова В.В. — концепция и дизайн статьи, сбор и обработка материалов, написание текста; Шаповалова М.А. — концепция и дизайн статьи, одобрение финальной версии рукописи; Чичкова М.А. — концепция и дизайн статьи; Анциферов М.Б. — концепция и дизайн статьи, внесение в рукопись существенной (важной) правки с целью повышения научной ценности статьи, одобрение финальной версии рукописи. Все авторы одобрили финальную версию статьи перед публикацией, выразили согласие нести ответственность за все аспекты работы, подразумевающую надлежащее изучение и решение вопросов, связанных с точностью или добросовестностью любой части работы.
Список литературы
1. Терапевтическое обучение пациентов: вводное руководство. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2023
2. Майоров А.Ю., Галстян Г.Р., Двойнишникова О.М., и др. Терапевтическое обучение в России: результаты 15-летнего наблюдения больных сахарным диабетом 1 типа // Сахарный диабет. — 2005. — T. 8. — № 3. — С. 52-58. doi: https://doi.org/10.14341/2072-0351-5579
3. Chatterjee S, Davies MJ, Heller S, et al. Diabetes structured self-management education programmes: a narrative review and current innovations [published correction appears in Lancet Diabetes Endocrinol. 2018 Feb;6(2):e2. doi: https://doi.org/10.1016/S2213-8587(17)30360-1.]. Lancet Diabetes Endocrinol. 2018;6(2):130-142. doi: https://doi.org/10.1016/S2213-8587(17)30239-5
4. sd.diaregistry.ru [интернет]. Федеральный регистр больных сахарным диабетом [доступ от 06.12.2024]. Доступ по ссылке: https://sd.diaregistry.ru/
5. Федяева В.К., Омельяновский В.В., Сухоруких О.А., и др. Клинико-экономическая целесообразность терапевтического обучения (в школе диабета) пациентов с сахарным диабетом 1-го и 2-го типа // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2022. — №1. — С. 23-33. doi: https://doi.org/10.17116/medtech20224401123
6. Шестакова М.В., Майоров А.Ю., Суркова Е.В., и др. Резолюция по итогам Первого Общероссийского Форума «Терапевтическое обучение в эндокринологии» // Сахарный диабет. — 2022. — Т. 25. — № 3. — С. 299-304. doi: https://doi.org/10.14341/DM12943
7. Greenwood DA, Gee PM, Fatkin KJ, et al. A Systematic Review of Reviews Evaluating Technology-Enabled Diabetes Self-Management Education and Support. J Diabetes Sci Technol. 2017;11(5):1015-1027. doi: https://doi.org/10.1177/1932296817713506
8. Pereira K, Phillips B, Johnson C, et al. Internet delivered diabetes self-management education: a review. Diabetes Technol Ther. 2015;17(1):55-63. doi: https://doi.org/10.1089/dia.2014.0155K
9. Hadjiconstantinou M, Barker MM, Brough C, et al. Improved diabetes-related distress and self-efficacy outcomes in a self- management digital programme for people with type 2 diabetes, myDESMOND. Diabet Med. 2021;38(5):e14551. doi: https://doi.org/10.1111/dme.14551
10. Mackenzie SC, Cumming KM, Garrell D, et al. Massive open online course for type 2 diabetes self-management: adapting education in the COVID-19 era. BMJ Innov. 2020;7(1):141-147. doi: https://doi.org/10.1136/bmjinnov-2020-000526
11. Harindhanavudhi T, Areevut C, Sahakitrungruang T, et al. Implementation of diabetes care and educational program via telemedicine in patients with COVID-19 in home isolation in Thailand: A real-worldexperience. J Diabetes Investig. 2022;13(8):1448-1457. doi: https://doi.org/10.1111/jdi.13804
12. Hiemstra MS, Reichert SM, Mitchell MS. Examining a Remote Group-Based Type 2 Diabetes Self-Management Education Program in the COVID-19 Era Using the ORBIT Model: Small 6-Week Feasibility Study. JMIR Form Res. 2024;8:e46418. Published 2024 Jan 29. doi: https://doi.org/10.2196/46418
13. Scoccimarro D, Giove G, Silverii A, et al. Effects of home confinement during COVID-19 outbreak on glycemic control in patients with type 2 diabetes receiving telemedicine support. Acta Diabetol. 2022;59(2):281-284. doi: https://doi.org/10.1007/s00592-021-01817-4
14. Zamanzadeh V, Zirak M, Hemmati Maslakpak M, Parizad N. Distance education and diabetes empowerment: A single-blind randomized control trial. Diabetes Metab Syndr. 2017;11 Suppl 1:S247-S251. doi: https://doi.org/10.1016/j.dsx.2016.12.039
15. AlQassab O, Kanthajan T, Pandey M, et al. Evaluating the Impact of Telemedicine on Diabetes Management in Rural Communities: A Systematic Review. Cureus. 2024;16(7):e64928. Published 2024 Jul 19. doi: https://doi.org/10.7759/cureus.64928
16. Alonso-Carril N, Rodriguez-Rodríguez S, Quirós C, et al. Could Online Education Replace Face-to-Face Education in Diabetes? A Systematic Review. Diabetes Ther. 2024;15(7):1513-1524. doi: https://doi.org/10.1007/s13300-024-01595-6
17. ElSayed NA, Aleppo G, Aroda VR, et al. 5. Facilitating Positive Health Behaviors and Well-being to Improve Health Outcomes: Standards of Care in Diabetes-2023. Diabetes Care. 2023;46(Supple 1):S68-S96. doi: https://doi.org/10.2337/dc23-S005
18. Olson J, Hadjiconstantinou M, Luff C, et al. From the United Kingdom to Australia-Adapting a Web-Based Self-management Education Program to Support the Management of Type 2 Diabetes: Tutorial. J Med Internet Res. 2022;24(4):e26339. Published 2022 Apr 20. doi: https://doi.org/10.2196/26339J
19. Общественная организация «Российская ассоциация эндокринологов». Методическое руководство. Организация работы кабинета «Школа для пациентов с сахарным диабетом». — M.; 2022.
20. диабетподконтролем.рф [интернет]. Бесплатная онлайн- школа диабета [доступ от 06.12.2024]. Доступ по ссылке: https://диабетподконтролем.рф/diaschool-satellit/
21. endocrin-dispanser.ru [интернет]. Школа диабета — Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы “Эндокринологический диспансер Департамента здравоохранения города Москвы” [доступ от 01.12.2024]. Доступ по ссылке: http://endocrin-dispanser.ru/shkola-diabeta/
22. Галстян Г.Р., Майоров А.Ю., Мельникова О.Г., и др. Клиническая оценка внедрения первой пилотной Российской интегрированной программы комплексного подхода к управлению сахарным диабетом «НОРМА» // Сахарный диабет. — 2023. — Т. 26. — № 1. — С. 30-38. doi: https://doi.org/10.14341/DM13008
23. Page MJ, McKenzie JE, Bossuyt PM, et al. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews. BMJ. 2021;372:n71. Published 2021 Mar 29. doi: https://doi.org/10.1136/bmj.n71
24. Siminerio L, Krall J, Johnson P, et al. Examining a Diabetes Self- Management Education and Support Telemedicine Model With High-Risk Patients in a Rural Community. J Diabetes Sci Technol. 2023;17(5):1190-1197. doi: https://doi.org/10.1177/19322968231180884
25. E Gammoh, P Johnson, J Krall, et al.; 816-P: Diabetes Education and Cost Savings with Telemedicine Delivery in Rural Communities. Diabetes. 2021;70 (Supplement_1):816–P. doi: https://doi.org/10.2337/db21-816-P
26. Areevut C, Sakmanarit J, Tachanivate P, et al. Noninferiority of Telemedicine Delivered Compared With In-person Diabetes Self- Management Education and Support (DSMES) During Covid-19 Pandemic in Thailand. Asia Pac J Public Health. 2022;34(8):799-803. doi: https://doi.org/10.1177/10105395221126010
27. Jiang Y, Ramachandran HJ, Teo JYC, et al. Effectiveness of a nurse-led smartphone-based self-management programme for people with poorly controlled type 2 diabetes: A randomized controlled trial. J Adv Nurs. 2022;78(4):1154-1165. doi: https://doi.org/10.1111/jan.15178
28. Izquierdo RE, Knudson PE, Meyer S, et al. A comparison of diabetes education administered through telemedicine versus in person. Diabetes Care. 2003;26(4):1002-1007. doi: https://doi.org/10.2337/diacare.26.4.1002
29. Kearns JW, Bowerman D, Kemmis K, et al. Group diabetes education administered through telemedicine: tools used and lessons learned. Telemed J E Health. 2012;18(5):347-353. doi: https://doi.org/10.1089/tmj.2011.0165
30. Molavynejad S, Miladinia M, Jahangiri M. A randomized trial of comparing video telecare education vs. in-person education on dietary regimen compliance in patients with type 2 diabetes mellitus: a support for clinical telehealth Providers. BMC Endocr Disord. 2022;22(1):116. Published 2022 May 2. doi: https://doi.org/10.1186/s12902-022-01032-4
Об авторах
В. В. ЧичковаРоссия
Чичкова Валентина Валерьевна – аспирант.
127206, Москва, ул. Вучетича, д. 7
Конфликт интересов:
Нет
М. А. Шаповалова
Россия
Шаповалова Марина Александрова - д.м.н., профессор.
Астрахань
Конфликт интересов:
Нет
М. А. Чичкова
Россия
Чичкова Марина Александровна - д.м.н., профессор.
Астрахань; Москва
Конфликт интересов:
Нет
М. Б. Анциферов
Россия
Анциферов Михаил Борисович - д.м.н., профессор.
Москва
Конфликт интересов:
Нет
Дополнительные файлы
|
1. Рисунок 1. Блок-схема PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses) [23]. | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Посмотреть
(419KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Чичкова В.В., Шаповалова М.А., Чичкова М.А., Анциферов М.Б. Применение телемедицинских технологий в терапевтическом обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа. Сахарный диабет. 2025;28(3):223-230. https://doi.org/10.14341/DM13280
For citation:
Chichkova V.V., Shapovalova M.A., Chichkova M.A., Antsiferov M.B. Application of telemedicine technologies in therapeutic education of patients with type 2 diabetes mellitus. Diabetes mellitus. 2025;28(3):223-230. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/DM13280

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).