Preview

Сахарный диабет

Расширенный поиск

Применение телемедицинских технологий в терапевтическом обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа

https://doi.org/10.14341/DM13280

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Терапевтическое обучение пациентов с сахарным диабетом (СД) является неотъемлемой частью их лечения. На сегодняшний день в Российской Федерации (РФ) использовать дистанционное обучение рекомендовано после пройденного очного обучения. Следовать данной рекомендации достаточно проблематично ввиду удаленности и нехватки Школ для пациентов с СД во многих регионах РФ. В зарубежной литературе вопрос дистанционного обучения в качестве альтернативы очному активно обсуждается.

ЦЕЛЬ. Освещение вопроса эффективности дистанционного обучения с применением телемедицинских технологий у пациентов с СД 2 типа (СД2).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Был проведен систематический поиск научных публикаций, в которых сравнивалось онлайн-обучение с традиционными формами у пациентов с СД2 согласно рекомендациям PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses). Клинические исследования с использованием дистанционной формы обучения у пациентов с СД2 без сравнения с очной формой были исключены.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Всего было отобрано шесть научных публикаций, в которых дистанционная форма обучения параллельно сравнивалась с традиционным терапевтическим обучением. Во всех исследованиях дистанционное обучение продемонстрировало свою эффективность. Малый объем выборки, возрастная неоднородность участников, краткосрочная продолжительность исследования, а также различный способ дистанционного взаимодействия и программа терапевтического обучения являются ограничением для оценки общего эффекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Использование телемедицинских технологий в терапевтическом обучении у пациентов с СД2 предлагает большие перспективы по увеличению доступности обучения и повышения качества медицинской помощи.

Об авторах

В. В. Чичкова
Городская поликлиника №6; Астраханский государственный медицинский университет
Россия

Чичкова Валентина Валерьевна – аспирант.

127206, Москва, ул. Вучетича, д. 7


Конфликт интересов:

Нет



М. А. Шаповалова
Астраханский государственный медицинский университет
Россия

Шаповалова Марина Александрова - д.м.н., профессор.

Астрахань


Конфликт интересов:

Нет



М. А. Чичкова
Астраханский государственный медицинский университет; Клиническая больница №1 (Волынская)
Россия

Чичкова Марина Александровна - д.м.н., профессор.

Астрахань; Москва


Конфликт интересов:

Нет



М. Б. Анциферов
Эндокринологический диспансер; Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
Россия

Анциферов Михаил Борисович - д.м.н., профессор.

Москва


Конфликт интересов:

Нет



Список литературы

1. Терапевтическое обучение пациентов: вводное руководство. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2023

2. Майоров А.Ю., Галстян Г.Р., Двойнишникова О.М., и др. Терапевтическое обучение в России: результаты 15-летнего наблюдения больных сахарным диабетом 1 типа // Сахарный диабет. — 2005. — T. 8. — № 3. — С. 52-58. doi: https://doi.org/10.14341/2072-0351-5579

3. Chatterjee S, Davies MJ, Heller S, et al. Diabetes structured self-management education programmes: a narrative review and current innovations [published correction appears in Lancet Diabetes Endocrinol. 2018 Feb;6(2):e2. doi: https://doi.org/10.1016/S2213-8587(17)30360-1.]. Lancet Diabetes Endocrinol. 2018;6(2):130-142. doi: https://doi.org/10.1016/S2213-8587(17)30239-5

4. sd.diaregistry.ru [интернет]. Федеральный регистр больных сахарным диабетом [доступ от 06.12.2024]. Доступ по ссылке: https://sd.diaregistry.ru/

5. Федяева В.К., Омельяновский В.В., Сухоруких О.А., и др. Клинико-экономическая целесообразность терапевтического обучения (в школе диабета) пациентов с сахарным диабетом 1-го и 2-го типа // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2022. — №1. — С. 23-33. doi: https://doi.org/10.17116/medtech20224401123

6. Шестакова М.В., Майоров А.Ю., Суркова Е.В., и др. Резолюция по итогам Первого Общероссийского Форума «Терапевтическое обучение в эндокринологии» // Сахарный диабет. — 2022. — Т. 25. — № 3. — С. 299-304. doi: https://doi.org/10.14341/DM12943

7. Greenwood DA, Gee PM, Fatkin KJ, et al. A Systematic Review of Reviews Evaluating Technology-Enabled Diabetes Self-Management Education and Support. J Diabetes Sci Technol. 2017;11(5):1015-1027. doi: https://doi.org/10.1177/1932296817713506

8. Pereira K, Phillips B, Johnson C, et al. Internet delivered diabetes self-management education: a review. Diabetes Technol Ther. 2015;17(1):55-63. doi: https://doi.org/10.1089/dia.2014.0155K

9. Hadjiconstantinou M, Barker MM, Brough C, et al. Improved diabetes-related distress and self-efficacy outcomes in a self- management digital programme for people with type 2 diabetes, myDESMOND. Diabet Med. 2021;38(5):e14551. doi: https://doi.org/10.1111/dme.14551

10. Mackenzie SC, Cumming KM, Garrell D, et al. Massive open online course for type 2 diabetes self-management: adapting education in the COVID-19 era. BMJ Innov. 2020;7(1):141-147. doi: https://doi.org/10.1136/bmjinnov-2020-000526

11. Harindhanavudhi T, Areevut C, Sahakitrungruang T, et al. Implementation of diabetes care and educational program via telemedicine in patients with COVID-19 in home isolation in Thailand: A real-worldexperience. J Diabetes Investig. 2022;13(8):1448-1457. doi: https://doi.org/10.1111/jdi.13804

12. Hiemstra MS, Reichert SM, Mitchell MS. Examining a Remote Group-Based Type 2 Diabetes Self-Management Education Program in the COVID-19 Era Using the ORBIT Model: Small 6-Week Feasibility Study. JMIR Form Res. 2024;8:e46418. Published 2024 Jan 29. doi: https://doi.org/10.2196/46418

13. Scoccimarro D, Giove G, Silverii A, et al. Effects of home confinement during COVID-19 outbreak on glycemic control in patients with type 2 diabetes receiving telemedicine support. Acta Diabetol. 2022;59(2):281-284. doi: https://doi.org/10.1007/s00592-021-01817-4

14. Zamanzadeh V, Zirak M, Hemmati Maslakpak M, Parizad N. Distance education and diabetes empowerment: A single-blind randomized control trial. Diabetes Metab Syndr. 2017;11 Suppl 1:S247-S251. doi: https://doi.org/10.1016/j.dsx.2016.12.039

15. AlQassab O, Kanthajan T, Pandey M, et al. Evaluating the Impact of Telemedicine on Diabetes Management in Rural Communities: A Systematic Review. Cureus. 2024;16(7):e64928. Published 2024 Jul 19. doi: https://doi.org/10.7759/cureus.64928

16. Alonso-Carril N, Rodriguez-Rodríguez S, Quirós C, et al. Could Online Education Replace Face-to-Face Education in Diabetes? A Systematic Review. Diabetes Ther. 2024;15(7):1513-1524. doi: https://doi.org/10.1007/s13300-024-01595-6

17. ElSayed NA, Aleppo G, Aroda VR, et al. 5. Facilitating Positive Health Behaviors and Well-being to Improve Health Outcomes: Standards of Care in Diabetes-2023. Diabetes Care. 2023;46(Supple 1):S68-S96. doi: https://doi.org/10.2337/dc23-S005

18. Olson J, Hadjiconstantinou M, Luff C, et al. From the United Kingdom to Australia-Adapting a Web-Based Self-management Education Program to Support the Management of Type 2 Diabetes: Tutorial. J Med Internet Res. 2022;24(4):e26339. Published 2022 Apr 20. doi: https://doi.org/10.2196/26339J

19. Общественная организация «Российская ассоциация эндокринологов». Методическое руководство. Организация работы кабинета «Школа для пациентов с сахарным диабетом». — M.; 2022.

20. диабетподконтролем.рф [интернет]. Бесплатная онлайн- школа диабета [доступ от 06.12.2024]. Доступ по ссылке: https://диабетподконтролем.рф/diaschool-satellit/

21. endocrin-dispanser.ru [интернет]. Школа диабета — Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы “Эндокринологический диспансер Департамента здравоохранения города Москвы” [доступ от 01.12.2024]. Доступ по ссылке: http://endocrin-dispanser.ru/shkola-diabeta/

22. Галстян Г.Р., Майоров А.Ю., Мельникова О.Г., и др. Клиническая оценка внедрения первой пилотной Российской интегрированной программы комплексного подхода к управлению сахарным диабетом «НОРМА» // Сахарный диабет. — 2023. — Т. 26. — № 1. — С. 30-38. doi: https://doi.org/10.14341/DM13008

23. Page MJ, McKenzie JE, Bossuyt PM, et al. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews. BMJ. 2021;372:n71. Published 2021 Mar 29. doi: https://doi.org/10.1136/bmj.n71

24. Siminerio L, Krall J, Johnson P, et al. Examining a Diabetes Self- Management Education and Support Telemedicine Model With High-Risk Patients in a Rural Community. J Diabetes Sci Technol. 2023;17(5):1190-1197. doi: https://doi.org/10.1177/19322968231180884

25. E Gammoh, P Johnson, J Krall, et al.; 816-P: Diabetes Education and Cost Savings with Telemedicine Delivery in Rural Communities. Diabetes. 2021;70 (Supplement_1):816–P. doi: https://doi.org/10.2337/db21-816-P

26. Areevut C, Sakmanarit J, Tachanivate P, et al. Noninferiority of Telemedicine Delivered Compared With In-person Diabetes Self- Management Education and Support (DSMES) During Covid-19 Pandemic in Thailand. Asia Pac J Public Health. 2022;34(8):799-803. doi: https://doi.org/10.1177/10105395221126010

27. Jiang Y, Ramachandran HJ, Teo JYC, et al. Effectiveness of a nurse-led smartphone-based self-management programme for people with poorly controlled type 2 diabetes: A randomized controlled trial. J Adv Nurs. 2022;78(4):1154-1165. doi: https://doi.org/10.1111/jan.15178

28. Izquierdo RE, Knudson PE, Meyer S, et al. A comparison of diabetes education administered through telemedicine versus in person. Diabetes Care. 2003;26(4):1002-1007. doi: https://doi.org/10.2337/diacare.26.4.1002

29. Kearns JW, Bowerman D, Kemmis K, et al. Group diabetes education administered through telemedicine: tools used and lessons learned. Telemed J E Health. 2012;18(5):347-353. doi: https://doi.org/10.1089/tmj.2011.0165

30. Molavynejad S, Miladinia M, Jahangiri M. A randomized trial of comparing video telecare education vs. in-person education on dietary regimen compliance in patients with type 2 diabetes mellitus: a support for clinical telehealth Providers. BMC Endocr Disord. 2022;22(1):116. Published 2022 May 2. doi: https://doi.org/10.1186/s12902-022-01032-4


Дополнительные файлы

1. Рисунок 1. Блок-схема PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses) [23].
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (419KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Чичкова В.В., Шаповалова М.А., Чичкова М.А., Анциферов М.Б. Применение телемедицинских технологий в терапевтическом обучении пациентов с сахарным диабетом 2 типа. Сахарный диабет. 2025;28(3):223-230. https://doi.org/10.14341/DM13280

For citation:


Chichkova V.V., Shapovalova M.A., Chichkova M.A., Antsiferov M.B. Application of telemedicine technologies in therapeutic education of patients with type 2 diabetes mellitus. Diabetes mellitus. 2025;28(3):223-230. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/DM13280

Просмотров: 48


ISSN 2072-0351 (Print)
ISSN 2072-0378 (Online)