Оценить влияние различных факторов на течение беременности у пациентов с сахарным диабетом 1 типа (СД1), заболевшихв препубертатный период при многолетнем наблюдении.
Материалы и методы.
Исследование проводилось на базе ФГУ ЭНЦ. Длительность исследования составила 15 лет. Наблюдали 77 жен-щин с дебютом сахарного диабета (СД) до пубертатного периода. У 18 из них наступила беременность, все беременности закончилисьродами.
Результаты.
Возраст пациенток на 2009 год составил 26,6?4,6 года, возраст дебюта диабета - 9,6?4,8 лет, возраст на момент наступ-ления беременности - 23,2?3,3 года. Уровень гликированного гемоглобина (HbA1c) до беременности составил 8,6?1,4%, во время беременно-сти - 6,8?1,6%, после беременности - 8,6?1,6%. Уровни HbA1c до и после беременности достоверно не отличались (р=0,3), но достоверноотличались во время беременности (р=0,0004 и р=0,003). Базис-болюсную схему инсулинотерапии использовали 16 пациен ток, одна паци-ентка получала дробную терапию инсулином короткого действия, у одной пациентки базис-болюсная терапия в период беременности заме-нена помповой. Аналоги человеческих инсулинов ультракороткого действия получали 56,2% (n=9), генно-инженерные человеческие инсулины-43,7% (n=7). В I триместре средняя суточная доза составляла 43,7?11 Ед/сут, во II триместре - 51,8?13,7 Ед/сут, после родов -45,3?10,8 Ед/сут. У 88% (n=16) пациенток отмечали частые гипогликемические состояния из них у 27,8% (n=5) были зафиксированы тя-желые дневные и ночные гипогликемические состояния. До наступления беременности 61% (n=11) пациенток имели диабетические микро-сосудистые осложнения. У 50% (n=9) из них была диагностирована ДР, у 22,2% (n=4) пациенток - ДН (МАУ). На сроке 34-35 недель родынаступили у 22,2% (n=4) пациенток, на 36-37 неделе - у 38,9% (n=7) пациенток, на 38-39 неделе - у 38,9% (n=7) пациенток. Родоразрешениечерез естественные родовые пути было у одной пациентки, путем кесарева сечения - в 94,4% (n=17) случаев.
Заключение.
Многолетнее наблюдение пациенток с СД1, согласно алгоритмам специализированной медицинской помощи больным СДв РФ в условиях 1-го многопрофильного эндокринологического центра снижает риск осложнений беременности и родов, а также развитиеи прогрессирование микрососудистых осложнений сахарного диабета.
Поиск генетических маркеров инсулинорезистентности и сниженной секреции инсулина у беременных с гестационным сахарнымдиабетом (ГСД).
Материалы и методы.
Обследовано 100 здоровых беременных и 185 пациенток с ГСД, из них у 80 ГСД был диагностирован в настоящуюбеременность, а у 105 ГСД был диагностирован 4 - 19 лет назад. Из 105 пациенток с ГСД в анамнезе 25 (23,8%) болели сахарным диабетом 2 типа (СД2). Изучались секреторная активность ?-клеток поджелудочной железы (проинсулин, иммунореактивный инсулин(ИРИ), С-пептид), уровни общего холестерина (ХЛ), холестерина ЛПВП, холестерина ЛПНП, триглицеридов (ТГ), гликированногогемоглобина (HbA1c), гликемии натощак в плазме венозной крови. Молекулярно-генетическое тестирование ДНК выполнялось методомПЦР в крови и включало исследования полиморфизма генов KCNJ11, TCF7L2, PPARG2, ADIPOQ, ADIPOR1, ADIPOR2. Данные гены вы-браны с учетом данных литературы об их ассоциации с нарушением секреции и чувствительности к инсулину при СД2.
Результаты.
У беременных с ГСД и ожирением по сравнению с контрольной группой выявлено достоверное увеличение ИРИ и лептина,что сопровождается выраженной инсулинорезистентностью у 75% этих беременных, в то время как у беременных без ожирения от-мечается достоверное снижение содержания проинсулина с уменьшением инсулиносекреции у 50% беременных. Ожирение у беременныхсопровождается достоверным увеличением проинсулина, ИРИ, С-пептида по сравнению с беременными без ожирения. У беременныхс ГСД выявлена достоверная ассоциация генотипа Lys/Lys полиморфного маркера Glu23k гена KCNJ11, аллеля pro и ala полиморфногомаркера pro12ala гена PPARG2, а также аллелей полиморфного маркера А219Т гена ADIPOR2 с ГСД, указывающих на генетическиеособенности ГСД, ассоциированные как с нарушением чувствительности к инсулину, так и с нарушением его секреции.
Заключение.
Определение общей генетической природы ГСД и СД2 позволяет на доклиническом этапе выявлять группу риска по этимзаболеваниям, проводить профилактику их возникновения, осуществлять своевременное лечение.
Изучить распространенность поражения почек при сахарном диабете 1 и 2 типов (СД1 и СД2) у взрослых больных в РФ.
Материалы и методы.
В 20 регионах РФ было обследовано 7174 больных СД1 и СД2. Лабораторное обследование включало определениеуровня HbA1c, креатинина крови, мочевины, холестерина, экскреции альбумина в разовой порции мочи, измерение артериального давления(АД), осмотр глазного дна. Концентрация альбумина в разовой порции мочи от 20 мг/л до 200 мг/л расценивалась как микроальбуминурия(МАУ), выше 200 мг/л - протеинурия (ПУ). Скорость клубочковой фильтрации (СКФ) вычисляли по формуле Кокрофта-Голта. Ста-тистический анализ результатов исследования выполняли с применением программы Statistica 6. Данные представлены в виде медианыи значений 25-го и 75-го процентилей (Ме [25%;75%]). Статистически значимым для всех показателей считался критерий достовер-ности р<0,05.
Результаты.
Патологическая экскреция альбумина с мочой была установлена у 42,1% больных СД1 и 46,3% больных СД2. Распростра-ненность этого показателя возрастала с увеличением возраста больных и длительности СД, а также при неудовлетворительном конт-роле углеводного обмена и АД. При СД1 и СД2 хроническая болезнь почек (ХБП) 2 стадии была установлена у 16,5% и 23,7%, 3 стадии -4,2% и 6,3%, 4-5 стадии - 0,9% и 0,2% больных соответственно. 15,0% (при СД1) и 41,2% (при СД2) больных с МАУ требовалось до-полнительное обследование с целью выявления недиабетических причин ХБП при СД. 40% больных СД2 со сниженной СКФ и неудовле-творительной компенсацией углеводного обмена на фоне лечения пероральными сахароснижающими препаратами нуждались в переводена инсулинотерапию.
Изучение уровня маркеров воспаления и их взаимосвязь с дисфункцией эндотелия и степенью инсулинорезистентности у больныхсахарным диабетом 2 типа (СД2) с кардиоваскулярной формой диабетической автономной нейропатии.
Материалы и методы.
Обследовано 87 больных СД2 в возрасте от 45 до 65 лет. Исследовали уровень инсулина с расчетом индексаинсулинорезистентности HOMA-IR, СРБ, провоспалительных цитокинов (ФНО-?, ИЛ-1?, ИЛ-6). Оценку дисфункции эндотелияпроводили с помощью количественного определения фактора Виллебранда. Для диагностики вегетативных нарушений выполнялисьрефлекторные сердечно-сосудистые ЭКГ-тесты.
Результаты.
На развитие кардиоваскулярной формы диабетической автономной нейропатии у больных СД2 влияла длительностьдиабета, степень компенсации углеводного обмена, гиперинсулинемия и инсулинорезистентность. Средний уровень фактора Виллебрандаи маркеров воспаления у больных СД2 при развитии явных вегетативных нарушений был достоверно выше по сравнению с пациентамибез диабетической автономной нейропатии. Корреляционный анализ выявил статистически значимую взаимосвязь между СРБ, ИЛ-6и стандартными вегетативными ЭКГ-тестами.
Заключение.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии хронического воспаления у больных СД2 с кардиоваскулярной формойавтономной нейропатии. Повышение уровня маркеров воспаления у больных с диабетической автономной нейропатией и их взаимосвязьс тяжестью вегетативных нарушений и дисфункцией эндотелия подтверждает роль воспаления в патогенезе поражения нервнойсистемы при СД2.
Оценить эффективность и переносимость комбинации Диабетона МВ и метформина у пациентов, не имевших оптимальногогликемического контроля на монотерапии метформином, и доказать преимущество данной комбинации на примере ее сравненияс фиксированной низкодозовой комбинацией глибенкламида и метформина.Материалы и методы: включено 464 пациента с сахарным диабетом 2 типа (СД2), не компенсированных на монотерапии метформином.К лечению добавляли Диабетон МВ. Эффективность и переносимость комбинации оценивали по динамике гликемии, частоте побочныхэффектов. Сорок пациентов участвовали в детальной сравнительной оценке (лабораторной и инструментальной - CGMS) даннойтерапии с фиксированной низкодозовой комбинацией глибенкламида и метформина.Результаты: комбинация Диабетона МВ с метформином обеспечивает наиболее оптимальный гликемический контроль с минимальнымриском побочных эффектов, что доказано проводимым сравнением.Заключение: комбинация Диабетона МВ и метформина удобна, эффективна и безопасна.
To assess association of oral hypoglycemic therapy regimens prescribed after onset of diabetes with overall and cardiovascular mortality andrisk of fatal and non-fatal myocardial infarction and stroke in patients with type 2 diabetes.
Materials and methods.
Based on the results of a retrospective open cohort study, the 5-year risk of overall and cardiovascular mortality, myocardialinfarction and stroke was estimated in patients with type 2 diabetes diagnosed in 2004 and treated by various oral hypoglycemic agents. Cox regressionanalysis was used to assess the risk of death from any course, death from cardiovascular disease, myocardial infarction and stroke.
Results.
Patients with type 2 diabetes treated with sulfonylurea drugs showed a significant 2-fold increase of overall and cardiovascular mortality risk(p<0,01), 4,6-fold increase of myocardial infarction risk (p<0,01), 3-fold increase of stroke risk (p<0,01), and 5-fold increase of death risk comparedwith the metformin group (after stratification by age). The risk of total mortality, myocardial infarction, and stroke was higher in patients treated withglibenclamide, gliclazide, and gliquidone than in the metformin group. Patients treated with gliclazide had a significantly lower risk of overall andcardiovascular mortality in comparison with the glibenclamide group.
Conclusion.
Given the lower risk of complications in patients given metformin therapy, it is necessary to use it as the first-line treatment of patientswith newly diagnosed type 2 diabetes.
Оценка эффективности модели ортопедической обуви для больных сахарным диабетом? методом внутриобувной компьютернойпедографии.
Материалы и методы.
В исследование было включено 20 женщин с сахарным диабетом 1 или 2 типа (СД1, СД2), имеющих диабетиче-скую полинейропатию и/или ангиопатию в сочетании с умеренно выраженными деформациями стоп. С помощью внутриобувной ком-пьютерной педографии (система F-scan, Tekscan, США) получали данные о распределении давлений в неортопедической (?тестовой?)обуви одинаковой модели для каждого участника исследования. После этого процедура повторялась для подобранной по размеру парыспециализированной обуви для больных сахарным диабетом?.
Результаты.
Медиана пикового давления в исследуемых ортопедических изделиях снизилась на 29%. Число пациентов с наличием пере-груженных участков снизилось с 75 до 35%, p=0,025. Изменение интегральных показателей нагрузки для клинически важных зон соста-вило -34% (-67%; -17%) для интеграла давление-время? и -26% (-65%; +7%) для интеграла ?сила-время?, p<0,001 для обоихпоказателей.
Заключение.
При изготовлении ортопедической обуви для пациентов с сахарным диабетом очень важно применение внутриобувной пе-дографии для оценки реального снижения нагрузки на подошвенную поверхность стоп. Исследованная модель ортопедической обувизначимо снижает пиковое давление на подошвенную поверхность стопы, интегралы давление-время? и ?сила-время? также достоверноулучшаются.
Изучение активационных маркеров апоптоза (CD95, CD95L) на лимфоцитах периферической крови у больных сахарным диабетом1 типа (СД1) в дебюте заболевания.
Материалы и методы.
Обследовано 33 пациента (25 мужчин и 8 женщин), которые были разделены на две группы. Проведено биохими-ческое, генетическое и иммунологическое обследование.
Результаты.
У больных с классическим? вариантом дебюта СД1 выявлено достоверное снижение содержания лимфоцитов, экспрес-сирующих CD95, и увеличение CD95L?лимфоцитов по сравнению с контрольной группой. Более высокие показатели лимфоидных клеток,экспрессирующих CD95L, отмечены у пациентов, имеющих гены высокого риска развития СД1.
Заключение.
На основе полученных данных можно предположить, что при СД1 отмечается угнетение регуляторного механизма апоп-тоза активированных лимфоцитов, что может способствовать пролонгации аутоиммунного ответа.
Цель. Проанализировать исходные данные российской когорты пациентов в наблюдательной программе IMPROVE, включая демографические данные и характеристики заболевания в соответствии с распределением пациентов по группам предшествующей терапии; причины, выбранные врачом для перевода на терапию ДиАсп 30, (НовоМикс 30) стартовые режимы дозирования.
Методы и пациенты. Анализировалась российская когорта пациентов, принимавшая участие в глобальной программе IMPROVE? -открытом, нерандомизированном, наблюдательном, многоцентровом, многонациональном исследовании по оценке безопасности и эффективности лечения инсулином ДиАсп 30 пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД2) в рутинной клинической практике продолжи-тельностью 26 недель. В анализ были включены пациенты (n=4869), находившиеся до начала исследования на различных вариантахпротиводиабетической терапии: без терапии (n=95), на терапии только пероральными сахароснижающими препаратами (ПССП)(n=2430) либо на терапии инсулин +/- ПССП (n=2343).
Результаты. Большинство пациентов, включенных в данное исследование, до начала терапии инсулином ДиАсп 30 находились в зоне не-адекватного гликемического контроля. Средний уровень HbA1c до начала исследования был 9,2%. В группе пациентов, предварительнонаходящихся без терапии, этот показатель был наихудшим ( HbA1c=9,9%). Частота микрососудистых осложнений была значительновыше (у 91% пациентов), чем макрососудистых осложнений (у 51% пациентов). Пациенты, получавшие наибольшее количество про-тиводиабетических препаратов, имели и наибольшее количество осложнений, отражая взаимосвязь между развитием осложненийи плохим гликемическим контролем.
Заключение. Российская когорта пациентов составила одну из трех самых больших когорт в глобальной программе IMPROVE?. Паци-енты из российской когорты исследования IMPROVE?, проживавшие на разных географических территориях и находившиеся на разныхвариантах противодиабетической терапии, перед включением в исследование имели показатели HbA1c, далекие от целевых значений,что отражает плохой гликемический контроль российской когорты пациентов с СД2 в целом. Несмотря на получаемую большинствомпациентов противодиабетическую терапию, уровень HbA1c в целом по когорте был неоптимальным. Большинство врачей, принимавшихучастие в данном исследовании, в качестве главной причины для старта терапии инсулином ДиАсп 30 (НовоМикс? 30) у своих пациентовс СД2 указали именно улучшение гликемического контроля, отражаемое уровнями HbA1c, глюкозы плазмы натощак (ГПН) и постпран-диальной глюкозы (ППГ).

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2072-0378 (Online)