Перейти к:
Маркеры воспаления у больных сахарным диабетом 2 типа с кардиоваскулярной формой диабетической автономной нейропатии
https://doi.org/10.14341/2072-0351-5705
Аннотация
Изучение уровня маркеров воспаления и их взаимосвязь с дисфункцией эндотелия и степенью инсулинорезистентности у больныхсахарным диабетом 2 типа (СД2) с кардиоваскулярной формой диабетической автономной нейропатии.
Материалы и методы.
Обследовано 87 больных СД2 в возрасте от 45 до 65 лет. Исследовали уровень инсулина с расчетом индексаинсулинорезистентности HOMA-IR, СРБ, провоспалительных цитокинов (ФНО-?, ИЛ-1?, ИЛ-6). Оценку дисфункции эндотелияпроводили с помощью количественного определения фактора Виллебранда. Для диагностики вегетативных нарушений выполнялисьрефлекторные сердечно-сосудистые ЭКГ-тесты.
Результаты.
На развитие кардиоваскулярной формы диабетической автономной нейропатии у больных СД2 влияла длительностьдиабета, степень компенсации углеводного обмена, гиперинсулинемия и инсулинорезистентность. Средний уровень фактора Виллебрандаи маркеров воспаления у больных СД2 при развитии явных вегетативных нарушений был достоверно выше по сравнению с пациентамибез диабетической автономной нейропатии. Корреляционный анализ выявил статистически значимую взаимосвязь между СРБ, ИЛ-6и стандартными вегетативными ЭКГ-тестами.
Заключение.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии хронического воспаления у больных СД2 с кардиоваскулярной формойавтономной нейропатии. Повышение уровня маркеров воспаления у больных с диабетической автономной нейропатией и их взаимосвязьс тяжестью вегетативных нарушений и дисфункцией эндотелия подтверждает роль воспаления в патогенезе поражения нервнойсистемы при СД2.
Ключевые слова
Для цитирования:
Бондарь И.А., Шабельникова О.Ю. Маркеры воспаления у больных сахарным диабетом 2 типа с кардиоваскулярной формой диабетической автономной нейропатии. Сахарный диабет. 2009;12(4):51-55. https://doi.org/10.14341/2072-0351-5705
For citation:
Bondar' I.A., Shabel'nikova O.Yu. Markers of inflammation in patents with type 2 diabetes and cardiovascular form of diabetic autonomous neuropathy. Diabetes mellitus. 2009;12(4):51-55. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-5705
Диабетическая автономная нейропатия (ДАН) рассматривается как поражение вегетативной нервной системы при сахарном диабете (СД). Данные о распространенности этого осложнения варьируют от 7 до 100%, в зависимости от способов диагностики и группы обследованных больных [1]. ДАН увеличивает риск развития сердечных аритмий и внезапной смерти, значительно снижает качество жизни больных, отягощает течение других сосудистых осложнений СД [2, 3]. Одной из наиболее прогностически неблагоприятных и клинически значимых форм автономной нейропатии является кардиоваскулярная. Даже доклиническая стадия кардиоваскулярной формы автономной нейропатии ухудшает прогноз жизни, увеличивает риск внезапной смерти [4]. Смертность при кардиоваскулярной форме ДАН достигает 50%, а наличие вегетативной недостаточности в клинической картине диабета является признаком плохого прогноза [5].
В настоящее время наиболее доказанными в патогенезе нейропатии являются механизмы, непосредственно связанные с гипергликемией, приводящие к метаболическим нарушениям (активации полиолового пути обмена глюкозы, недостаточности миоинозитола и накоплению гликированных белков) и развитию окислительного стресса. Одним из звеньев патогенеза нейропатии является нарушение микроциркуляторного русла, в том числе vasa nervorum. Эти изменения ведут к снижению эндоневрального кровотока, хроническому замедлению проведения возбуждения по нерву, нарушению аксонального транспорта и структурному повреждению нервов. При сахарном диабете 2 типа (СД2) наряду с гипергликемией на развитие сосудистых и неврологических осложнений влияют специфические для этого типа диабета инсулинорезистентность и гиперинсулинемия, которые приводят к повышению тонуса симпатической нервной системы за счет увеличения поглощения и обмена глюкозы в инсулиночувствительных клетках вентромедиального гипоталамуса и растормаживанию симпатических центров ствола головного мозга [6, 7].
В последнее время в литературе активно обсуждается роль воспаления в формировании и прогрессировании микрососудистых осложнений при диабете. Впервые предположение о роли воспаления в развитии микроангиопатии было сделано в 1991 году Hasegawa G. и соавт. [8]. Повышение уровня маркеров воспаления отмечено при таких микрососудистых осложнениях диабета, как нефропатия [9, 10, 11] и ретинопатия [12]. Недавние когортные исследования на пациентах СД2 показали, что воспаление и эндотелиальная дисфункция взаимосвязаны: воспаление является причиной эндотелиальной дисфункции, а эндотелиальная дисфункция может увеличить воспалительную активность, приводя к прогрессированию диабетических осложнений [13]. Однако роль воспаления в развитии и прогрессировании диабетической автономной нейропатии не изучалась.
Цель
Изучить уровень маркеров воспаления, их взаимосвязь с дисфункцией эндотелия и степенью инсулинорезистентности у больных СД2 с кардиоваскулярной формой диабетической автономной нейропатии.
Материалы и методы
Обследование проводили на базе областного диабетологического центра Государственной Новосибирской областной клинической больницы (главный врач – профессор С.С. Павленко). В исследование было включено 87 больных СД2 в возрасте от 45 до 65 лет, средний возраст 53,6±5,0 лет. Из них 30 мужчин и 57 женщин.
Критерии исключения из исследования: возраст пациента до 45 лет и старше 65 лет; наличие у пациента хронической почечной и печеночной недостаточности, тяжелой сердечной недостаточности, гипотиреоза, обострения сопутствующих хронических заболеваний, гнойных осложнений, злоупотребление алкоголем.
Все пациенты прошли полное клинико-лабораторное обследование с исследованием показателей углеводного и липидного обменов, уровня протеинурии, определением С-пептида, инсулина и расчетом индекса инсулинорезистентности в гомеостатической модели HOMA: (HOMA-IR, ед.) = инсулин натощак × глюкоза натощак) / 22,5 (Emoto M., 1999; Nishizawa Y., 1999). Для диагностики вегетативных нарушений выполнены рефлекторные сердечно-сосудистые ЭКГ-тесты (Ewing D.J. et al., 1985) [14]. При сомнительных результатах рефлекторных ЭКГ-тестов, с целью подтверждения диабетической автономной нейропатии, проводилась кардиоинтервалография по методике Баевского Р.М. (1984).
Для оценки дисфункции эндотелия было проведено количественное определение фактора Виллебранда иммуноферментным методом, наборами Technoclone vWF (von Willebrand Factor): Ag ELISA – Stago (Франция). Изучались следующие маркеры воспаления: С-реактивный белок (СРБ) определяли энзиматическим колориметрическим унифицированным способом; уровень провоспалительных цитокинов фактор некроза опухоли α (ФНО-α), интерлейкин 1β (ИЛ-1β), ИЛ-6) – иммуноферментным методом на анализаторе BIORAD model 340, наборами ФНО-α – ИФА-БЕСТ, ИЛ-1β – ИФА-БЕСТ, ИЛ-6 – ИФА-БЕСТ (Россия).
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке на компьютере с применением пакетов прикладных программ «Биостат» и SPSS 13.0. Статистический анализ для данных с нормальным распределением проводился с помощью t-критерия Стьюдента. Все данные приведены в виде средних арифметических и их стандартного отклонения (М±SD). Для сравнения относительных показателей использовали χ2-критерий Крускалла-Уоллиса. Проводили корреляционный анализ по Пирсону. Достоверность коэффициентов различий принимали при значении р<0,05.
В зависимости от выраженности вегетативной дисфункции пациенты были распределены на три группы. В первую группу вошел 21 пациент без вегетативных нарушений (ДАН 0), средний возраст – 52,3±4,3 лет. Вторую группу составили 18 больных с начальной вегетативной дисфункцией (ДАН 1), средний возраст – 55,1±4,6 лет. Третья группа состояла из 48 пациентов с грубыми вегетативными нарушениями (ДАН 2), средний возраст – 53,7±5,7 лет.
Краткая клиническая характеристика обследованных групп больных представлена в таблице 1.
Результаты и их обсуждение
В результате проведенного исследования было выявлено, что у больных СД2 на развитие кардиоваскулярной формы ДАН влияет длительность диабета. У больных СД без ДАН она составила 5,6±4,1 лет, при развитии начальных вегетативных нарушений продолжительность диабета имела тенденцию к увеличению до 6,7±5,2 лет и была статистически значимо выше при формировании явной вегетативной дисфункции – 9,7±8,4 лет (р=0,046) (табл. 1). Во многих исследованиях установлено, что частота поражения нервной системы при СД также зависит от степени выраженности нарушения углеводного обмена [15]. В нашем исследовании выявлен достоверно более высокий уровень постпрандиальной гликемии у больных СД2 с явной вегетативной дисфункцией – 10,7±2,2 ммоль/л, по сравнению с пациентами без ДАН – 9,5±2,5 ммоль/л (р=0,044). Средний уровень гликемии натощак и HbA1c при развитии грубых вегетативных нарушений имел тенденцию к повышению, однако достоверных отличий не обнаружено (табл. 2).
Повышение тонуса симпатической нервной системы при СД2 связывают с воздействием гиперинсулинемии и инсулинорезистентности [7]. Уровень инсулина и индекс HOMA-IR были повышены во всех группах обследованных больных СД2, однако при прогрессировании вегетативных нарушений было зарегистрировано достоверное увеличение средней концентрации инсулина с 19,81±2,7 мМЕ/мл в группе (ДАН 0) до 31,27±16,23 мМЕ/мл в группе (ДАН 1) (р=0,002) и 42,56±28,90 мМЕ/мл при грубых вегетативных нарушениях (р=0,0001) и показателей индекса HOMA-IR с 8,30±4,09 (ДАН 0) до 17,65±14,4 (ДАН 2), р=0,004 (табл. 2).
Одним из маркеров инсулинорезистентности является ФНО-α, который синтезируется адипоцитами [16]. Его антиинсулиновое действие является следствием влияния на снижение экспрессии ГЛЮТ-4 и ингибирование тирозинкиназы рецепторов к инсулину в клетках и тканях-мишенях [17].
Средняя концентрация ФНО-α была достоверно выше у больных СД2 с кардиоваскулярной формой диабетической автономной нейропатии по сравнению с больными без ДАН (47,1±10,8 пг/мл и 29,8±9,5 пг/мл соответственно, р<0,01) (табл. 3).
Таким образом, на формирование диабетической автономной нейропатии у больных СД2 влияют длительность диабета, степень компенсации углеводного обмена, преимущественно постпрандиальная гипергликемия, гиперинсулинемия и инсулинорезистентность.
Многочисленными исследованиями показано, что гипергликемия, инсулинорезистентность и гиперинсулинемия у больных СД2 приводит к развитию дисфункции эндотелия [18]. Одним из маркеров дисфункции эндотелия является фактор Виллебранда, который впервые был использован в этом качестве Boneu В. и соавт. (1975) [19]. В нашем исследовании средний уровень фактора Виллебранда у больных СД2 при развитии явных вегетативных нарушений составил 121,0±12,5% и был достоверно выше по сравнению с пациентами без ДАН – 113,2±15,4% (р=0,026) (рис. 1).
При проведении корреляционного анализа отмечены взаимосвязи содержания фактора Виллебранда с уровнем гликемии натощак (r=0,287, р=0,013), постпрандиальной гликемии (r=0,249, р=0,032), содержанием в сыворотке крови провоспалительного цитокина ИЛ-1β (r=0,250, р=0,038).
Таким образом, дисфункция эндотелия, развивающаяся под воздействием различных факторов (в том числе гипергликемии, гиперинсулинемии), более выражена у больных СД2 с явными вегетативными нарушениями.
Между дисфункцией эндотелия и воспалением имеются тесные взаимосвязи. Уровень маркеров воспаления у больных СД2 с кардиоваскулярной формой ДАН и грубыми вегетативными нарушениями был достоверно выше по сравнению с группой пациентов без вегетативной дисфункции (табл. 3).
Корреляционный анализ выявил достоверную взаимосвязь между уровнем СРБ и стандартными вегетативными ЭКГ-тестами: пробой Вальсальвы (r=-0,231, р=0,009) и дыхательным коэффициентом (r=-0,208, р=0,019). Содержание ИЛ-6 коррелировало с дыхательным коэффициентом (r=-0,212, р=0,042).
Полученные результаты свидетельствуют о наличии хронического воспаления у больных СД2 с кардиоваскулярной формой диабетической автономной нейропатии.
В литературе имеются данные о повышении уровня маркеров воспаления у больных сахарным диабетом 1 типа (СД1) с диабетической автономной нейропатией. Так, в работах Gaetano Antono Lanza с соавт. (2006) показано: уровень СРБ был достоверно выше у больных СД1 при развитии автономной нейропатии, подтвержденной снижением вариабельности сердечного ритма. Satoh J. с соавт. (2003) отмечено, что повышение концентрации ФНО-α наблюдается у пациентов с СД1 с диабетической полинейропатией [20]. В крупном проспективном исследовании EURODIAB, в котором принимали участие больные СД1, было продемонстрировано, что уровень воспалительных маркеров был связан с показателями дисфункции эндотелия: VCAM-1 и Е-селектином [21]. Тесная взаимосвязь между плохим гликемическим контролем, воспалением и эндотелиальной дисфункцией также была продемонстрирована при СД2 в работе Weyer C. с соавт. (2002) [22]. При СД2 в развитии дисфункции эндотелия и воспаления, наряду с гипергликемией, участвуют инсулинорезистентность и гиперинсулинемия. В работах Esler M. с соавт. (2001) отмечено, что степень выраженности вегетативной дисфункции коррелирует со степенью инсулинорезистентности у больных с ожирением и метаболическим синдромом [23].
Выводы
1. Формирование ДАН у больных СД2 связано с длительностью диабета, гипергликемией, преимущественно постпрандиальной, гиперинсулинемией и инсулинорезистентностью.
2. У больных СД2 выявлено повышение содержания маркеров воспаления (СРБ, ИЛ-1β, ИЛ-6 и ФНО-α), их взаимосвязь с тяжестью вегетативных нарушений, дисфункцией эндотелия, что подтверждает роль воспаления в патогенезе поражения нервной системы.
Список литературы
1. Верткин А.Л., Ткачева О.Н., Новикова И.М. Безболевая ишемия и диабетическая автономная нейропатия // Рус. мед. журнал. - 2005. - Т. 13. № 5. - С. 1036-1038.
2. Бондарь И.А., Демин А.А., Королева Е.А. Диабетическая автономная нейропатия. Новосибирск: Изд-во НГТУ. - 2006. - C. 164.
3. Tesfaye S., Chaturvedi N., Eaton S.E. et al. EURODIAB Prospectiv Complications Study Grup. Vascular risk factors and diabetic neuropathy //N. Engl. J. Med. - 2005. - Vol. 352. - № 4. -P. 341-50.
4. Vinik Aaron I., et al., Diabetic Autonomic Neuropathy // Diabetes Care. - 2003. - Vol. 26. - P. 1553-1579.
5. Katz S.D., Rao R., Berman J. et al. A simple bedside test of 1-minute heart rate variability during deep breathing as a prognostic index after myocardial infarction // Circulation. - 1994. - Vol. 90. - P. 12-16.
6. Anderson E.A., Balon T.W. Hoffman R.P. et al. Insulin increases sympathetic activity but not blood pressure in borderline hypertensive humans // Hypertension. - 1992. - Vol. 19. - P. 321-327.
7. Hausberg M., Hoffman R.P., Somers V.K., et al. Contrasting autonomic and hemodinamic effects of insulin in healthy elderly versus young subjects // Hypertension. - 1997. - Vol. 29. - P. 700-705.
8. Hasegawa G., Nakano K., Sawada M. et al. Possible role of tumor necrosis factor and interleukin-1 in the development of diabetic nephropathy // Kidney Int. - 1991. - Vol. 40. - P. 1007-1012.
9. Dalla Vestra M., Mussap M., Gallina P. et al. Acute-phase markers of inflammation and glomerular structure in patients with type 2 diabetes // J. Am. Soc. Nephrol. - 2005. - Vol. 16. - P. S78-S82.
10. Navarro J.F., Mora C., Mac'a M., et al. Inflammatory parameters are independently associated with urinary albumin excretion in type 2 diabetes mellitus // Am. J. Kidney Dis. - 2003. - Vol. 42. P. 53-61.
11. Navarro J.F., Mora C., Rivero A. et al. Urinary protein excretion and serum tumor necrosis factor in diabetic patients with advanced renal failure: Effects of pentoxifylline administration // Am. J. Kidney Dis. - 1999. - Vol. 33. - P. 458-463.
12. Joussen A.M., Poulaki V., Le M.L. et al. A central role for inflammation in the pathogenesis of diabetic retinopathy // FASEB J. - 2004. - Vol. 18. - P. 1450-1452.
13. Stehouwer C.D., Gall M.A., Twisk J.W., et al. Increased urinary albumin excretion, endothelial dysfunction, and chronic low-grade inflammation in type 2 diabetes: progressive, interrelated, and independently associated with risk of death // Diabetes. - 2002. - Vol. 51. - P. 1157- 65.
14. Ewing D.J., Martin C.N., Young R.J., Clarke B.F. The value of cardiovascular autonomic function tests: 10 years' experience in diabetes // Diabetes Care. - 1985. - Vol. 8. - P. 491-498.
15. Kemple P. Neuropathies. Pathomechanism, clinical presentation, diagnosis, therapy. Springe. - 2002. - P. 208.
16. Festa A., D'Agostino R.Jr., Howard G., et al. Chronic subclinical inflammation as part of the insulin resistance syndrome: the Insulin Resistance Atherosclerosis Study (IRAS) // Circulation - 2000. - Vol. 102. - P. 42-47.
17. Клебанова Ф.М., Балаболкин М.И., Креминская В.М. Значение жи- ровой ткани и ее гормонов в механизмах инсулиновой резистентно- сти и развитии сахарного диабета 2 типа // Клин. мед. - 2007. - №7. - С. 20-27.
18. Cersosimo E., DeFronzo R.A. Insulin resistance and endothelial dysfunction: the road map to cardiovascular diseases // Diabetes. Metab. Res. Rev. - 2006. - Vol. 22. - P. 423-436.
19. Boneu B., Abbal M., Plante J., et al. Bierme R. Factor VIII complex and endothelial damage // Lancet. - 1975. - Vol. 30. - P. 325-333.
20. Satoh J., Yagihashi S., Toyota T. The possible role of tumor necrosis factoralpha in diabetic polyneuropathy // Exp. Diabesity Res. - 2003. - Vol. 4. - P. 65-71.
21. Miranda T. Schram, Nish Chaturvedi, Casper Schalkwijk, et al. Vascular Risk Factors and Markers of Endothelial Function as Determinants of Inflammatory Markers in Type 1 Diabetes // Diabetes Care. 2003. - Vol. 6. - P. 2165-2173.
22. Weyer C., Yudkin J.S., Stehouwer C.D., et al. Humoral markers of inflammation and endothelial dysfunction in relation to adiposity and in vivo insulin action in Pima Indians // Atherosclerosis. - 2002. - Vol. 161. - P. 233-242.
23. Esler M. Magdalena R., Wiesner G et al. // Am. J. Hipertens. - 2001. - Vol. 14 - P. 304-309.
Об авторах
Ирина Аркадьевна БондарьОлеся Юрьевна Шабельникова
Рецензия
Для цитирования:
Бондарь И.А., Шабельникова О.Ю. Маркеры воспаления у больных сахарным диабетом 2 типа с кардиоваскулярной формой диабетической автономной нейропатии. Сахарный диабет. 2009;12(4):51-55. https://doi.org/10.14341/2072-0351-5705
For citation:
Bondar' I.A., Shabel'nikova O.Yu. Markers of inflammation in patents with type 2 diabetes and cardiovascular form of diabetic autonomous neuropathy. Diabetes mellitus. 2009;12(4):51-55. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-5705

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).