Preview

Сахарный диабет

Расширенный поиск

Всемирный день диабета

https://doi.org/10.14341/2072-0351-5721

Полный текст:

Аннотация

В Москве 14 ноября 2009 г. в Доме ученых на Пречистенке Российская диабетическая ассоциация провела ежегодный Всемирный день диабета. Всемирный день борьбы с диабетом (World Diabetes Day) ? знаковый день, отмечаемый ежегодно 14 ноября под эгидой Международной Диабетической Федерации (IDF), а с 2007 года ? под эгидой Организации Объединенных Наций.

Для цитирования:


Емельянов А.О. Всемирный день диабета. Сахарный диабет. 2009;12(4):124-125. https://doi.org/10.14341/2072-0351-5721

For citation:


Emel'yanov A.O. World Diabetes Day. Diabetes mellitus. 2009;12(4):124-125. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-5721

В Москве 14 ноября 2009 г. в Доме ученых на Пречистенке Российская диабетическая ассоциация провела ежегодный Всемирный день диабета.

Всемирный день борьбы с диабетом (World Diabetes Day) – знаковый день, отмечаемый ежегодно 14 ноября под эгидой Международной Диабетической Федерации (IDF), а с 2007 года – под эгидой Организации Объединенных Наций.

20 декабря 2006 года на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция № A/RES/61/225, признающая сахарный диабет (СД) серьезным хроническим заболеванием, требующим дорогостоящего лечения, и призывающая страны – члены ООН привлечь внимание всего общества к проблеме диабета через образовательные программы и СМИ с целью профилактики данной патологии. Резолюция поощряет все страны – члены ООН развивать национальные программы, направленные на предотвращение и лечение диабета в ключе основных программ по здравоохранению. 2009 – 2013 годы посвящены обучению и профилактике диабета.

На день диабета были приглашены пациенты с СД 1 типа (СД1) и СД 2 типа (СД2) из различных регионов России и врачи, занимающиеся обучением пациентов в школе диабета.

С докладом выступил А.Ю.Майоров , руководитель отделения психосоциальной реабилитации и обучения больных ФГУ Эндокринологический научный центр (ЭНЦ), который рассказал о проблемах терапевтического обучения и перспективах развития данного направления. В своем докладе он коснулся истории лечения СД, начав с внедрения в клиническую практику инсулинотерапии, рассказал о том, как еще в 30-х годах XX века перед врачами, занимавшимися СД, появилась необходимость не только лечить пациентов, но и давать им знания о диабете. Первый врач, специализировавшийся на лечении больных диабетом в США, основоположник обучения пациентов, основатель первого Диабетического центра, Элиот Джослин писал: «Инсулинотерапия – это потеря времени и средств, если больной не проводит самоконтроля». С появлением препаратов человеческого инсулина, индивидуальных средств самоконтроля (глюкометры, тест-полоски) понимание врачами важности самоконтроля все более возрастало. В 80-х годах XX века во всем мире стали активно организовываться школы обучения пациентов с диабетом. В СССР первая такая школа была создана в 1989 году.

Основными принципами обучения пациентов являются:

  • возможность овладеть умениями, позволяющими оптимально управлять своей жизнью с заболеванием;

  • непрерывность процесса, который должен быть интегрирован в систему медицинской помощи;

  • концентрация на пациенте;

  • обучение «самопомощи» и психологическая поддержка, относящиеся к заболеванию и предписанному лечению;

  • помощь пациентам и их семьям в лучшей кооперации с медицинскими работниками и улучшение качества жизни.

В настоящее время более тысячи школ для больных СД действуют по всей России. Используется несколько видов структурированных программ:

  • для больных СД1;

  • для больных СД2;

  • для больных СД2 на инсулине;

  • для детей с СД и их родителей;

  • для больных СД с артериальной гипертонией.

Используются отдельные структурированные программы для пациентов и для врачей-обучателей (рис. 1).

Для пациентов и врачей выпускается учебная литература. Исследовательской группой по обучению больных СД при Европейской Ассоциации по исследованию диабета (DESG) ежегодно выпускаются информационные письма для врачей по обучению пациентов.

Разработана интерактивная программа обучения – conversation map – для пациентов (рис. 2). С 2006 года выпускается русская версия журнала Diabetes Voice.

В докладе Е.А.Андриановой, старшего научного сотрудника Института детской эдокринологии ФГУ ЭНЦ, были представлены данные о становлении школы обучения для детей и подростков с СД. Первая школа появилась в СССР в 1990 году на базе детского отделения ЭНЦ, в основу ее работы была положена адаптированная обучающая программа, разработанная в университете Дюссельдорфа под руководством М.Бергера. В 2001 году была разработана отечественная унифицированная структурированная программа для больных СД1 (взрослые, дети старше 12 лет и родители). Эта программа впервые была структурирована (разделена по учебным шагам и темам) и оснащена руководством для врачей-обучателей. Для детей и родителей была выпущена учебная литература (рис. 3).

С 2007 года действует интерактивная программа «Золотой ключик» для детей младшего школьного возраста. С 2007 года действует комбинированная программа отдыха и обучения в летнем детском лагере «Ласпи», в которой уже приняли участие более 130 детей из различных регионов России.

С 2009 года действует новая структурированная программа для детей в возрасте от 10 лет, оснащенная современными дидактическими, наглядными, методическими и другими материалами.

В настоящее время школы обучения существуют во всех регионах России. Главный детский эндокринолог республики Башкортостан О.А. Малиевский поделился опытом работы школы диабета в республике Башкортостан. В связи с активным внедрением в клиническую практику систем длительного мониторирования гликемии и инсулиновых помп структура обучения была изменена и расширена. В рамках школы отдельно проводится обучение тех пациентов, которые находятся на помповой инсулинотерапии. Обучение включает в себя:

  • занятия индивидуальные или в малых группах (три-четыре пациента);

  • первый день: обсуждение гликемического профиля и доз инсулина, расчет коэффициентов, управление помпой без инсулина;

  • выделение в группе опытного пользователя;

  • повторное обучение через несколько месяцев для более полного освоения всех функций помпы (дополнительные базальные профили, различные варианты болюсов, коррекция терапии при физических нагрузках).

Были представлены доклады эндокринологов из Тверской (О.А. Дианов), Тульской (И.А. Попитченко) и Орловской областей (Ю.В.Юрьина), в которых рассказывалось об опыте организации и ведения школ обучения для детей и взрослых пациентов, эффективности обучения в плане улучшения метаболических показателей и снижения частоты и выраженности отдаленных осложнений (синдром диабетической стопы).

В настоящее время планируется внедрение conversation map для детей. В ФГУ ЭНЦ на базе Института детской эндокринологии организован Центр помповой инсулинотерапии для детей и подростков, где будет проходить обучение больных, подбор и коррекция лечения, а также организована круглосуточная горячая линия и сайт поддержки пациентов.

Об авторе

Андрей Олегович Емельянов
ФГУ Эндокринологический научный центр, Москва


Для цитирования:


Емельянов А.О. Всемирный день диабета. Сахарный диабет. 2009;12(4):124-125. https://doi.org/10.14341/2072-0351-5721

For citation:


Emel'yanov A.O. World Diabetes Day. Diabetes mellitus. 2009;12(4):124-125. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-5721

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-0351 (Print)
ISSN 2072-0378 (Online)