Оригинальные исследования 
ОБОСНОВАНИЕ. Мужской гипогонадизм ассоциирован с сахарным диабетом 2 типа (СД2), в связи с этим представляет интерес исследование его клинико-эпидемиологических характеристик. Эти данные опубликованы, однако проблемами являются их разрозненность и малые объемы выборок. Суммарная оценка объединенных первичных данных проведенных исследований обеспечит достаточную репрезентативность и позволит экстраполировать результаты на российскую популяцию пациентов с СД2 в целом.
ЦЕЛЬ. Оценка клинико-эпидемиологических характеристик и отягощающих факторов синдрома гипогонадизма у мужчин с СД2 в России.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Объединение первичных данных (анамнеза, антропометрических показателей, лабораторного исследования) сплошных одномоментных скрининговых исследований синдрома гипогонадизма у мужчин с СД2, проведенных на территории Российской Федерации в период с 2005 по 2022 гг. Сравнение групп проведено с помощью U-критерия Манна–Уитни и χ² с поправкой Йейтса. Статистически значимыми считались различия при p<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Синдром гипогонадизма был выявлен у 893 (56,7%) из 1576 мужчин. Пациенты с гипогонадизмом были статистически значимо старше, имели худшие показатели гликемического контроля и более выраженное ожирение по сравнению с мужчинами без гипогонадизма. При оценке характера осложнений СД2 была выявлена статистически значимо большая распространенность макроангиопатий и полинейропатии у мужчин с гипогонадизмом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Синдром гипогонадизма был выявлен у 56,7% мужчин с СД2. Его развитие обусловлено возрастом, ожирением, нарушением контроля углеводного обмена. Синдром гипогонадизма ассоциирован с развитием диабетических макроангиопатий и полинейропатии. Выраженное нарушение контроля углеводного обмена (гликированный гемоглобин HbA1c 10% и более) усугубляет снижение выработки тестостерона и повышает распространенность гипогонадизма.
ЦЕЛЬ. Изучить различные расчетные индексы инсулинорезистентности (ИР), в том числе основанные на уровне свободных жирных кислот (СЖК), и их связь с клиническими характеристиками пациентов и госпитальными осложнениями коронарного шунтирования (КШ) у лиц с нарушениями углеводного обмена (НУО) и нормогликемией.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Включены 708 последовательных пациентов, прооперированных методом КШ в 2011–2012 гг. в НИИ КПССЗ г. Кемерово. Все пациенты подверглись исследованию гликемического статуса. Проанализированы предоперационные показатели, характеристики КШ, госпитальные осложнения в 2 группах, разделенных по окончательному гликемическому статусу: группа 1 — пациенты с НУО (сахарным диабетом 2 типа (СД2) и предиабетом), n=266; группа 2 — пациенты без НУО, n=442. СЖК и инсулин натощак в плазме были определены у 383 последовательных пациентов всей выборки, у этих же пациентов были рассчитаны индексы ИР Disse, QUICKI (Quantitative Insulin Sensitivity Check Index) и Revised-QUICKI.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Проведение скрининга перед КШ позволило увеличить число пациентов с установленным СД2 с 15,2 до 24,1%, число лиц с предиабетом — с 3,0 до 13,4%, общее число лиц с любыми установленными НУО — с 18,2 до 37,5%.
В группе НУО были большими общий процент значимых госпитальных осложнений (25,2% vs 17,0%, р=0,007), прогрессирование почечной недостаточности (6,3% vs 2,9%, р=0,021), полиорганная недостаточность (4,5% vs 1,7%, р=0,039), значимые осложнения стернальной раны (6,3% vs 2,9%, р=0,018), чаще проводились экстракорпоральная коррекция гомеостаза (3,7% vs 1,1%, р=0,020) и неотложные операции на артериях нижних конечностей (1,5% vs 0%, р=0,039).
По результату многофакторного анализа индекс Disse стал предиктором конечной точки (длительность госпитализации после КШ >10 дней или любое значимое осложнение КШ) в нескольких регрессионных моделях (отношение шансов (ОШ) 1,060 в одной из моделей; 95% доверительный интервал (ДИ) 1,016–1,105; р=0,006). Также независимыми предикторами конечной точки стали: женский пол, возраст, индекс массы тела, длительность искусственного кровообращения, размеры левого предсердия, конечный диастолический размер левого желудочка, СД2, средняя гликемия в 1-е сутки после КШ, недостижение целевого диапазона периоперационной гликемии, а также уровень СЖК (ОШ 3,335; 95% ДИ 1,076–10,327; р=0,036).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведение скрининга НУО перед КШ позволяет значимо увеличить число известного предиабета и СД2. В группе НУО наблюдалось больше значимых госпитальных осложнений КШ в сравнении с группой нормогликемии. Индекс ИР Disse, СЖК, послеоперационная гликемия — независимые предикторы длительного пребывания в стационаре или послеоперационных осложнений КШ.
ОБОСНОВАНИЕ. Несмотря на прогресс в лечении пациентов с сахарным диабетом (СД), актуальной остается проблема достижения целевых значений гликемического контроля, поэтому приобретает актуальность поиск новых комплексных решений, которые могли бы усилить контроль над заболеванием и улучшить клинические исходы.
ЦЕЛЬ. Оценить влияние разработанного комплексного подхода к управлению заболеванием на клинические и метаболические показатели пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа (СД1 и СД2), участвующих в пилотной программе «НОРМА» в течение 3 и 6 мес.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Программа «НОРМА» — это первый российский проект комплексного ведения пациентов с СД, включающий обучение, мониторинг уровня глюкозы крови, наблюдение эндокринолога и административную поддержку. В рамках данного исследования был проведен промежуточный ретроспективный анализ данных пациентов, участвующих в программе «НОРМА», в период с октября 2020 г. по ноябрь 2021 г. В исследование были включены взрослые пациенты (≥18 лет) с СД1 или СД2 на инсулинотерапии длительностью ≥6 мес и уровнем гликированного гемоглобина (HbA1c) >7,0%. Оценивались следующие показатели: социально-демографические параметры, длительность СД, наличие поздних осложнений, HbA1c, эпизоды гипогликемии, суточная доза инсулина, уровень восприятия СД (1–10 баллов) и уровень знаний (опросник из 20 вопросов).
РЕЗУЛЬТАТЫ. В исследование включены 185 пациентов: 132 с СД1 и 53 с СД2, 67% из них женщины, средний возраст 41,3±14,4 года; медиана длительности СД составила 12,0 [6,0; 19,0] года; у 30 человек (16,3%) не было поздних осложнений СД. Средний уровень HbA1c снизился с 8,8±1,5% до 7,4±1,2% через 3 мес и до 7,6±1,5% через 6 мес (р<0,001). Уровень HbA1c <7,0% был достигнут у 38,9 и 38,1% участников через 3 и 6 мес соответственно. Суммарная суточная доза инсулина в рамках программы не изменилась. Средний уровень знаний через 3 мес Программы повысился статистически значимо — на 25,4±15,0% (р<0,001). Средний уровень восприятия СД через 3 и 6 мес увеличился на 2,1±10,2% и 2,4±11,0% (р<0,01) соответственно, но при этом медианы (интерквартильный размах) суммы баллов практически не изменились: 0,00% (-3,00–6,00%) и 0,50% (-3,00–9,00%) соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Внедрение интегрированного подхода к ведению пациентов с СД (включающего обучение, средства самоконтроля, медицинскую и административную поддержку) было ассоциировано с улучшением показателей гликемического контроля без значимого увеличения дозы инсулина.
Обоснование. Детям и подросткам с сахарным диабетом 1 типа (СД1) рекомендуется проводить самоконтроль 6–10 раз в сутки для поддержания оптимального уровня глюкозы крови. В настоящее время для контроля гликемии существуют различные устройства, такие как глюкометры, системы непрерывного и flash-мониторинга глюкозы (ФМГ). В реальной клинической практике пациенты могут комбинировать применение различных устройств и сталкиваться с проблемами в их использовании.
Цель. Выявить особенности использования ФМГ у детей и подростков с СД1 по результатам анкетирования.
Материалы и методы. С 06.2020 по 05.2021 в рамках одноцентрового обсервационного одномоментного неконтролируемого исследования проведено анкетирование пациентов с СД1. Опросник содержал вопросы, касающиеся количества измерений, условий использования и побочных реакций при применении устройств.
Результаты. Проведено анкетирование 80 пациентов (47 девочек, 33 мальчика) в возрасте 11,7 (9,0; 14,0) года с СД1 длительностью 4,9 (2,0; 7,0) года, уровнем гликированного гемоглобина 8,2 (6,8; 9,0)%, находившихся в детском эндокринологическом отделении Университетской детской клинической больницы.
Большинство пациентов (86,3%) сканировали датчик ФМГ более 10 раз в сутки; 25% пациентов, использующих ФМГ, измеряли гликемию с помощью глюкометра не каждый день. Большинство (51,3%) предпочитали использовать ФМГ вместо глюкометра при любых обстоятельствах. Пациенты чаще сталкивались с погрешностями в работе ФМГ, чем глюкометров, — отношение шансов 3,4 (95% доверительный интервал 1,7–6,8). Незначительную реакцию на адгезивный слой отмечали 50,0% пациентов, 1 (1,3%) ребенок был вынужден отказаться от ФМГ из-за аллергической реакции. Среди возможных причин отказа от ФМГ чаще называли погрешность, уплотнения на коже, высокую цену, воспаление, дискомфорт при ношении устройства.
Дополнительные средства для фиксации ФМГ всегда использовали 36,3% пациентов, иногда — 18,8%, в некоторых ситуациях (занятия спортом, плавание, поездки, отклеивание сенсора к концу срока использования) — 15,0%.
Заключение. Четверть пациентов, использующих ФМГ, перепроверяли показатели с помощью глюкометра реже рекомендуемого. Пациенты чаще сталкивались с погрешностями в работе ФМГ, чем глюкометров. Местная реакция на адгезивный слой обычно не влияла на использование ФМГ. Большинство использовали дополнительные средства для фиксации датчика ФМГ.
ОБОСНОВАНИЕ. Многочисленные исследования показали, что сахарный диабет 2 типа (СД2) вызывает изменение параметров электрокардиограммы независимо от наличия патологии микрососудистого или макрососудистого русла.
ЦЕЛЬ. Продемонстрировать различия в параметрах электрокардиограмм между пациентами с СД2 с неинфицированными диабетическими язвами стопы и пациентами с СД2 без язв.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование проводилось в клинической больнице Шар в провинции Сулеймания в Ираке с июля 2018 г. по июнь 2019 г. 167 участников были распределены в три группы: в группу I (СД2, n=72), в группу II (СД2 с неинфицированными диабетическими язвами стопы, n=65) и в группу III (здоровые лица, n=30). Пациентам измеряли артериальное давление, регистрировали электрокардиограмму и оценивали антропометрические показатели. Гликемический и липидный профили в сыворотке крови натощак оценивались в рамках лабораторных тестов.
РЕЗУЛЬТАТЫ. У пациентов II группы по сравнению с пациентами I группы зарегистрированы значимо более низкое диастолическое артериальное давление, более высокий индекс пульсового давления и более высокий уровень глюкозы в сыворотке крови натощак. У больных I группы отмечались значимо более высокая частота сердечных сокращений, укорочение интервала TQ и расширение дисперсии QRS. У пациентов II группы интервал TQ был значимо короче, чем у пациентов I группы (523,6±136,4 мс против 579,2±110,0 мс соответственно).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. При неинфицированных язвах стоп интервал TQ, показатель нарушения реполяризации желудочков, намного короче и связан с высоким пульсовым давлением. Таким образом, изменения электрокардиограммы являются результатом сердечно-сосудистой вегетативной дисфункции.
ОБОСНОВАНИЕ. Эффективный контроль гликемии остается важнейшей задачей управления рисками развития осложнений сахарного диабета 2 типа (СД2). В связи с этим выбор препаратов инсулина с минимальной вариабельностью действия приобретает крайне важное значение, поскольку такой подход позволяет достичь максимальной эффективности лечения при должном уровне безопасности.
Данная работа является первым исследованием применения инсулина деглудек в реальной клинической практике в России.
ЦЕЛЬ. Изучение влияния на гликемический контроль лечения инсулином деглудек у взрослых пациентов с СД2, получающих лечение в условиях реальной клинической практики в Российской Федерации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Открытое проспективное исследование проведено в 2020–2021 гг. в 35 клинических центрах, расположенных в 31 городе Российской Федерации. В исследование включали взрослых пациентов с СД2, получавших лечение в соответствии с рутинной клинической практикой в России. Основными конечными точками исследования были изменения уровней гликированного гемоглобина (HbA1c), глюкозы плазмы натощак, суточных доз препаратов инсулина, количество эпизодов различных видов гипогликемии, количество и характеристики нежелательных явлений (НЯ), а также предпочтения пациентов по сравнению с предыдущим лечением.
РЕЗУЛЬТАТЫ. В исследование были включены 494 пациента. К концу периода наблюдения:
- среднее снижение HbA1c составило 1,6% (p<0,0001);
- уровень глюкозы плазмы натощак уменьшился на 3,4 ммоль/л (p<0,0001);
- суточные дозы базального и прандиального инсулина снизились на 1,6 Ед/сут (p<0,0001) и 2,1 Ед/сут (p<0,01) соответственно;
- тяжелые эпизоды гипогликемии не возникали, в то время как частота возникновения нетяжелых эпизодов гликемии (включая ночные) существенно снижалась;
- у 76 (15,4%) из 494 пациентов зарегистрировано 105 НЯ, из которых 41 (у 33 пациентов, 6,7%) было классифицировано как серьезное;
- наиболее частым НЯ, зарегистрированным у 21 (4,3%) пациента, стало заболевание COVID-19;
- инсулин деглудек отменен только в 1 случае из-за беременности пациентки и НЯ, возникших на ее фоне;
- большинство пациентов (98,6%) предпочли инсулин деглудек предыдущему лечению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование продемонстрировало статистически значимое улучшение гликемического контроля, сопровождавшееся снижением базальной дозы инсулина в сочетании с отсутствием тяжелых эпизодов гипогликемии, а также достоверным снижением частоты возникновения нетяжелых эпизодов (общих и ночных). Данные результаты привели к тому, что большая часть пациентов предпочли продолжить лечение инсулином деглудек по сравнению с предыдущим лечением.
Обзоры 
Инфекции, вызванные коронавирусом SARS-CoV-2, отягощаются сопутствующими патологиями, такими как гипертония, сахарный диабет (СД), сердечно-сосудистые заболевания. Высокий уровень глюкозы в крови снижает иммунитет и увеличивает репликацию SARS-CoV-2. Исход COVID-19 осложняется при наличии СД. Проникновение SARS-CoV-2 в клетку-хозяина происходит путем связывания с ангиотензинпревращающим ферментом 2. Инфекция COVID-19, стимулируя иммунные реакции, вызывает цитокиновый шторм и может привести к летальному исходу у пациентов с СД.
Последние лабораторные исследования показали, что одним из главных последствий у 14% пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию, становится развитие СД 1 и 2 типов. Так, у 2% из этих пациентов диабет начал прогрессировать из-за коронавируса. У остальных он дебютировал как прямое и негативное последствие болезни. Гипергликемия приводит к образованию белковых молекул, называемых конечными продуктами гликирования (AGEs). AGEs и их рецепторы (RAGE) играют важную роль в вирусной инвазии в клетки хозяина. Поэтому для достижения оптимального исхода и снижения смертности необходим более жесткий контроль глюкозы. Целенаправленное воздействие на ось RAGE обеспечит лучший контроль течения COVID-19. Данный обзор проясняет молекулярный механизм обострения патофизиологии у пациентов с инфекцией COVID-19, ассоциированной с СД.
В современном мире распространенность ожирения и сахарного диабета 2 типа (СД2) существенно возрастает. В связи с этим также повышаются риски развития сопутствующих осложнений, в том числе метаболических и сердечно-сосудистых. Звеном взаимосвязи между ожирением и его осложнениями является воспалительный процесс как на клеточном уровне, так и на уровнях межклеточной коммуникации и внутриклеточных сигнальных каскадов. Механизм этой связи довольно сходный в поджелудочной железе и инсулинозависимых тканях: катализаторами процесса нередко являются различные липиды (холестерин, свободные жирные кислоты, триглицериды), которые способны активировать Толл-подобные рецепторы — рецепторы врожденного иммунитета, запускающие воспалительный процесс. Далее через активацию IKK- и JNK-зависимых сигнальных каскадов происходит секреция провоспалительных цитокинов — фактора некроза альфа, интерлейкинов (ИЛ-1β, ИЛ-6) и других, которые, действуя паракринно и аутокринно, поддерживают процесс воспаления как на локальном, так и на системном уровне. Таким образом, инсулинопродуцирующие и инсулинозависимые ткани, вовлеченные в процесс патогенеза СД2, через процесс воспаления интегрируются в патогенетический самоподдерживающийся цикл, который в конечном счете приводит к снижению секреции инсулина, гибели β-клеток поджелудочной железы и развитию инсулиновой резистентности.
Пост во время месяца Рамадан — один из пяти столпов ислама — является обязательным для всех здоровых мусульман с возраста половой зрелости. Несмотря на то что религия разрешает людям с серьезными заболеваниями не соблюдать пост, многие мусульмане с сахарным диабетом (СД) все равно постятся из года в год. Учитывая, что мусульмане — вторая по численности религиозная конфессия в России, крайне важно точно понимать, какой тактики лучше придерживаться при клиническом сопровождении постящихся пациентов с СД 1 и 2 типов во время месяца Рамадан. В данной обзорной статье рассмотрены основные физиологические и патофизиологические изменения в метаболизме пациентов с СД в течение всего месяца Рамадан, ключевые аспекты ведения таких групп пациентов, даны рекомендации по обучению пациентов грамотному ведению своего заболевания, информация о том, как часто необходимо измерять гликемию в течение суток и в какой момент необходимо прервать пост. Также обсуждаются конкретные рекомендации по особенностям питания, физической нагрузке, необходимости коррекции медикаментозной терапии в течение всего месяца соблюдения поста.
Клинический случай 
Поджелудочная железа (ПЖ) относится к железам смешанной секреции и выполняет одновременно и эндо-, и экзокринную функции. Экзокринная недостаточность ПЖ (ЭНПЖ) — это общее название процесса мальабсорбции, вызванного неадекватной продукцией и сниженной активацией ферментов ацинарных клеток ПЖ, таких как амилаза, липаза и протеаза, необходимых для пищеварения. Распространенность ЭНПЖ у пациентов с сахарным диабетом 1 типа (СД1), по данным множества авторов, варьирует от 25 до 59%, что определяется по данным панкреатической эластазы-1 (ПЭ-1). Внешнесекреторная недостаточность ПЖ зачастую может быть одной из причин эпизодов гипогликемии при СД1, особенно если ЭНПЖ ранее не была выявлена и пациент не получает заместительную ферментативную терапию. В данной работе мы представляем клинический случай подтвержденной ЭНПЖ у пациентки с 6-летним анамнезом СД1, ставшей причиной развития эпизодов постпрандиальной гипогликемии.
Некролог 
1 января 2023 года на 59-м году жизни скоропостижно скончался заведующий отделом прогнозирования и инноваций диабета Института диабета ГНЦ-ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, президент Общероссийской Общественной организации инвалидов «Российская диабетическая ассоциация», врач-эндокринолог и диабетолог, доктор медицинских наук, профессор Майоров Александр Юрьевич.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2072-0378 (Online)