Preview

Сахарный диабет

Расширенный поиск
Том 23, № 5 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.14341/DM20205

Оригинальные исследования 

404-411 2159
Аннотация

ОБОСНОВАНИЕ. Необходимость создания отечественного калькулятора на базе опросника для скрининга населения на нарушения углеводного обмена.

ЦЕЛЬ. Разработать высокоспецифичный и чувствительный опросник-калькулятор риска предиабета (ПД) и сахарного диабета 2 типа (СД2) по обезличенным медицинским данным лиц, у которых эти диагнозы подтверждены в отечественном эпидемиологическом исследовании NATION.

МЕТОДЫ. Ретроспективный анализ обезличенной базы данных эпидемиологического исследования NATION (более 26 000 участников). С помощью математического моделирования, логистической регрессии, метода главных компонент, определения категориальных и бинарных переменных, корреляционного и однофакторного дисперсионного анализов устанавливались наиболее значимые факторы риска, ассоциированные с ПД и СД2.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Самые высокие коэффициенты логистической регрессии с уровнем достоверности не менее 95% для ПД — возраст ≥52 лет для женщин и ≥59 лет для мужчин (1,48); индекс массы тела ≥31 (0,75); окружность талии ≥100 см у женщин или ≥112 см у мужчин (0,90). Самые значимые коэффициенты для СД2 — возраст ≥52 лет у женщин или ≥59 лет у мужчин (1,24); индекс массы тела ≥31 кг/м2 (1,19); обнаружение повышенного уровня глюкозы крови натощак в анамнезе (1,37); отношение окружность талии/окружность бедер ≥0,85 у женщин или ≥0,92 для мужчин (1,05), артериальная гипертензия (0,69). При создании опросника учтены коэффициенты корреляции, выполнена балльная оценка и создана анкета, позволяющая с чувствительностью 83,8% и специфичностью 59,3% предполагать наличие ПД и с чувствительностью 85,4% и специфичностью 73,6% — СД2. При итоге опроса в сумме 11 баллов и выше вероятно наличие СД2, при наборе от 7 до 11 баллов — ПД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Калькулятор на базе опросника (ДИАРИСК) позволяет направить на подтверждение диагнозов ПД и СД2 лиц при первичном осмотре или диспансеризации. Выдан патент на изобретение.

412-423 1310
Аннотация

ОБОСНОВАНИЕ. Количество пациентов с хроническими нарушениями обмена веществ, такими как ожирение, сахарный диабет 2 типа (СД2) и неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП), растет с угрожающей скоростью во всем мире как в развитых, так и в развивающихся странах. В мире распространенность НАЖБП приближается к 25%. Среди пациентов с СД2 у 70–80% диагностируется НАЖБП. Инсулинорезистентность (ИР) признана одним из основных патогенетических факторов развития самого распространенного хронического заболевания печени — НАЖБП.

ЦЕЛЬ. Данная поисковая работа направлена на определение вклада степени ИР в прогрессирование НАЖБП; сравнение золотого стандарта определения ИР (клэмп-тест) и по математической модели (HOMA-IR).

МЕТОДЫ. Проведено наблюдательное одномоментное открытое сравнительное исследование по принципу «случай-контроль». Объектами исследования стали пациенты с избыточной массой тела и ожирением, у которых ранее не было диагностировано нарушений углеводного обмена, без вторичных причин накопления жира в печени. В процессе обследования были проведены клинико-лабораторные исследования, получены индексы ИР (М-индекс, HOMA-IR индекс), поставлен диагноз нарушения углеводного обмена (или его отсутствия), проведена биопсия печени, верифицированы морфологический и клинический диагнозы.

РЕЗУЛЬТАТЫ. В анализ включены сведения о 60 пациентах, они разделены на 3 группы: без НАЖБП (7 человек), со стеатозом (18 человек), с неалкогольным стеатогепатитом (НАСГ) (35 человек). Группы были сопоставимы по возрасту, полу, индексу массы тела (ИМТ), гликированному гемоглобину. При оценке степени ИР методом гиперинсулинемического эугликемического клэмп-теста у 19 человек выявлена тяжелая степень ИР, у 28 человек — средняя степень, у 8 — легкая степень, у 5 человек не выявлено ИР. В трех исследуемых группах медиана ИР соответствовала средней степени и значимо не различалась. При сравнении золотого стандарта определения ИР и с помощью математической модели (HOMA-IR) выявлена обратная значимая корреляция (p=0,0001).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ходе проведенного исследования не выявлено корреляционной взаимосвязи между степенью ИР и степенью выраженности НАЖБП. Данный результат свидетельствует о наличии других патогенетических факторов, влияющих на прогрессирование НАЖБП.

424-433 1136
Аннотация

ОБОСНОВАНИЕ. Сахарный диабет 2 типа (СД2) и остеопороз — широко распространенные болезни среди лиц среднего и пожилого возраста. Большинство исследований остеопороза в сочетании с СД 2 типа выполнено у женщин, в то время как факторы риска снижения минеральной плотности костной ткани (МПК) у мужчин мало изучены.

ЦЕЛЬ. Выявить факторы риска снижения МПК в позвоночнике, шейке бедра и предплечье у мужчин с СД2.

МЕТОДЫ. Обследованы 82 пациента от 50 до 75 лет, с длительностью диабета не менее одного года. Лица с известными факторами риска вторичного остеопороза в исследование не включались. Двадцать три мужчины с нормальной МПК, не имеющие СД и ожирения, составили контрольную группу. Т-критерий в поясничном отделе позвоночника, шейке бедра и предплечье недоминантной руки, а также параметры композитного состава тела оценивались с помощью двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии. Уровень гормонов, влияющих на костный метаболизм (паратгормон, свободный тестостерон, 25-ОН витамин D), исследован в сыворотке крови с помощью иммуноферментного анализа. Факторы риска снижения МПК оценивали с помощью многофакторного регрессионного анализа, анализа ROC-кривых.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Среди больных СД 49 человек имели нормальную МПК, у 33 выявлено снижение T-критерия как минимум в одном отделе скелета. Предиктором снижения МПК в поясничном отделе позвоночника оказался уровень свободного тестостерона <5,92 пг/мл (отношение шансов (ОШ)=4,4; р=0,04). Для МПК шейки бедра факторами риска являлись масса тела <95,5 кг (ОШ=2,8; р=0,04), общая масса жировой ткани (ЖТ) <27 кг (ОШ=3,3; р=0,03), масса ЖТ на туловище <17,5 кг (ОШ=4,5; р=0,006), масса ЖТ в центральной области живота (android fat mass) <3,2 кг (ОШ=4,0; р=0,01), масса ЖТ на бедрах (gynoid fat mass) <3,5 кг (ОШ=3,3; р=0,02), а также масса мягких нежировых тканей (lean mass)<59 кг(ОШ=3,0; р=0,04). Факторами риска снижения МПК в предплечье были длительность СД >15,5 года (ОШ=3,7; р=0,03) и уровень гликированного гемоглобина (HbA1c) <8,15% (ОШ=3,8; р=0,03). Паратгормон и 25-ОН витамин D не являлись независимыми предикторами МПК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У мужчин с СД 2 типа низкий уровень свободного тестостерона является фактором риска снижения МПК в поясничном отделе позвоночника, а длительность СД — фактором риска снижения МПК в предплечье. Наличие ожирения ассоциировано с повышением МПК в шейке бедра; высокий уровень HbА1с связан с повышением МПК в предплечье.

434-441 1170
Аннотация

ОБОСНОВАНИЕ. В связи с высоким темпом роста заболеваемости и бремени сердечно-сосудистых осложнений сахарный диабет 2 типа (СД2) является значимой медицинской проблемой в мире. Даже при отсутствии сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) пациенты с СД2 относятся к категории высокого и очень высокого риска. Кроме контроля гликемии, крайне важным аспектом ведения данной группы пациентов является профилактика сердечно-сосудистых осложнений. Наличие СД2 и гиперлипидемии определяет целевую группу для приема статинов. Вместе с тем опубликовано недостаточно информации о частоте приема данного класса лекарств среди лиц с СД2.

ЦЕЛЬ. Изучить частоту назначения статинов и приверженность лечению у амбулаторных больных с СД2 с коморбидной сердечно-сосудистой патологией.

МЕТОДЫ. Обследовано 156 пациентов с СД2 (87,2% — женщины, средний возраст — 65,2 года) в рамках амбулаторного приема врача-эндокринолога городской поликлиники г. Томска. Использовали стандартный опросник, составленный на основе адаптированных международных методик, включающий информацию о кардиальной патологии, принимаемых препаратах, уровне дохода, тест Мориски–Грина. Измеряли антропометрические показатели, уровень глюкозы плазмы натощак, гликированного гемоглобина, показателей липидного спектра. Для сравнения использовали методы параметрической и непараметрической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ. По данным исследования, статины назначены 45,0% обследуемых, постоянно принимали — 47,0% из них. В 41 и 39% случаев статины назначались эндокринологом и кардиологом соответственно. Принимающие статины пациенты характеризовались более тяжелым функциональным классом стенокардии (р=0,03), более высокой частотой перенесенного инфаркта миокарда (р=0,01). По другим сопутствующим заболеваниям, показателям углеводного обмена различий между группами не выявлено. Треть пациентов были привержены (3–4 балла), 2/3 — не привержены лечению (0–2 балла) соответственно. Пациенты с доходом более 1 и менее 2 прожиточных минимумов принимали статины чаще (р=0,021).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявлена недостаточная частота назначения и приверженность терапии статинами у пациентов с СД2. В большинстве случаев статины назначались эндокринологом или кардиологом. Функциональный класс стенокардии, перенесенный инфаркт миокарда и умеренный доход ассоциировались с более частым приемом статинов. Для повышения охвата лечением статинами лиц с СД2 большего внимания требуют вопросы профилактики ССЗ как со стороны медицинских специалистов, так и пациентов.

442-451 1168
Аннотация

ОБОСНОВАНИЕ. Известно, что так называемая «перекатная» подошва способствует снижению нагрузки на передний отдел стопы и пальцы. Подобная подошва имеется в готовой ортопедической обуви некоторых отечественных производителей, однако объективная оценка их влияния на распределение нагрузки под стопой при ходьбе не проводилась.

ЦЕЛЬ. Изучить распределение нагрузки внутри готовой ортопедической обуви «Сурсил-Орто» в сравнении с нагрузкой внутри повседневно используемой пациентами обуви.

МЕТОДЫ. Обследованы 20 пациентов (40 стоп) с высоким риском синдрома диабетической стопы. По клиническим данным определялась «область риска» на подошвенной поверхности стопы. Внутриобувная педография (рedar, novel, Германия) выполнена в носимой пациентом обуви, затем в ортопедической обуви «Сурсил-Орто» (Москва). Оценивалось максимальное пиковое давление (МПД) для латеральной и медиальной пяточных областей, средней части стопы, латерального и медиального переднего отделов, большого пальца, II–V пальцев. Критерии эффективности: достижение МПД в зоне риска <200 кПа или снижение его на 25% и более.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Выявлено значимое снижение медианы МПД в передних отделах стопы и в области риска. Доля стоп с МПД >200 кПа в области риска снизилась с 58 до 30% (р=0,014), в любой области переднего отдела стопы — с 63 до 30% (p=0,04). Возрастание МПД в средних и задних отделах стопы не превышало +14% (нд). Исследуемая обувь была эффективна в 71% случаев. Значимых различий по клинико-анамнестическим параметрам между пациентами с достаточным и недостаточным эффектом не выявлено. Предикторы недостаточного эффекта: более высокое исходное МПД в области риска, преобладание больных с областью риска на большом пальце и меньшая частота области риска в латеральной части плюсны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Испытуемая обувь с жестким предпучковым перекатом способна значимо снижать нагрузку под передним отделом и под пальцами в процессе ходьбы. В наибольшей степени разгружаются латеральная часть переднего отдела и II–V пальцы, несколько меньше — большой палец и медиальный передний отдел.

452-458 1694
Аннотация

ОБОСНОВАНИЕ. Золотым стандартом хирургического лечения пациентов c далекозашедшей стадией пролиферативной диабетической ретинопатии (ПДР) является витреоретинальная хирургия (ВРХ). При этом вопрос о сроках удаления начальной катаракты у данной категории больных остается открытым до настоящего времени.

ЦЕЛЬ. Изучить эффективность выполнения факоэмульсификации катаракты (ФЭК) вторым этапом при удалении силиконового масла (СМ) после ВРХ у пациентов с далекозашедшей стадией ПДР.

МЕТОДЫ. В исследование включены 67 пациентов с ПДР и осложненной начальной катарактой, разделенных на две группы. I группа: первый этап — ВРХ с силиконовой тампонадой, второй этап — ФЭК c имплантацией интраокулярной линзы (ИОЛ) одновременно с плановым удалением СМ. II группа: первый этап — ФЭК с имплантацией ИОЛ одномоментно с ВРХ+силиконовая тампонада, второй этап — удаление СМ из витреальной полости.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Улучшение зрительных функций в I группе достигнуто у 88,6%, во II — у 68,7% пациентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты предварительных исследований свидетельствуют об эффективности выполнения ФЭК вторым этапом после ВРХ во время удаления СМ у пациентов с далекозашедшей стадией ПДР и осложненной начальной катарактой. Это обеспечивает более щадящее отношение к анатомическим структурам глаза во время первого этапа (ВРХ), способствуя уменьшению числа интраи послеоперационных осложнений.

Обзоры 

459-466 1336
Аннотация

В клинической картине первичного гиперпаратиреоза (ПГПТ), обусловленного опухолевой трансформацией околощитовидных желез (ОЩЖ), все чаще наблюдаются проявления метаболического синдрома, приводящие к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно клиническим исследованиям, у пациентов с ПГПТ, независимо от формы и степени тяжести основного заболевания, определяется повышенная частота сахарного диабета, инсулинорезистентности, ожирения, дислипидемии, гиперурикемии и других нарушений, значимо влияющих на продолжительность и качество жизни. Фундаментальные научные работы свидетельствуют о неклассических эффектах, которые паратгормон и кальций в повышенных концентрациях могут оказывать на жировую ткань, поджелудочную железу, желудочно-кишечный тракт, почки. Однако патогенетические механизмы формирования нарушений углеводного и других видов обмена при гиперфункции ОЩЖ остаются до конца не ясны ввиду отсутствия адекватных экспериментальных моделей и неоднородности выборок пациентов. Кроме того, неоднозначно влияние хирургического лечения ПГПТ на метаболические изменения. На сегодняшний день необходимо более глубокое изучение данной проблемы, что впоследствии может помочь в разработке оптимальных алгоритмов диагностики и лечения пациентов. В представленной обзорной статье освещены различные аспекты метаболических нарушений на фоне ПГПТ, а также рассмотрены потенциальные ключевые факторы их развития.

467-474 1372
Аннотация

Цель данного обзора заключается в проведении анализа современных данных литературы о молекулярно-генетических особенностях развития сахарного диабета (СД) 1 и 2 типов, гестационного СД и специфических типов диабета (диабета взрослого типа у молодых (maturity onset of diabetes of the young), СД новорожденных) и оценке возможности персонализированной терапии.

Этиология СД неоднородна, и значительную роль играет генетическая предрасположенность к его развитию. Генетические исследования, которые активно проводятся в последние несколько десятилетий, позволили выделить ряд генов, непосредственно влияющих на развитие СД. Генетические предпосылки к возникновению СД 1 типа имеют большое прогностическое значение, персонализированное лечение для таких пациентов — всегда инсулинотерапия. Для моногенных специфических типов диабета генетическое тестирование является диагностическим фактором и позволяет назначить адекватную терапию. Молекулярно-генетические особенности развития СД 2 типа и гестационного СД очень сложны и неоднозначны, однако на сегодняшний день уже накоплено много данных, которые в будущем станут основой для создания рекомендаций по профилактике, диагностике заболевания и персонализированному лечению пациентов.

475-491 3937
Аннотация

Сахарный диабет 2 типа (СД2) является причиной развития диабетической нефропатии – осложнения, определяющего высокую степень инвалидизации и смертности таких пациентов.  Существовавшие до недавнего времени подходы по нормализации уровня глюкозы не имели существенной возможности воздействия на исходы поражения почек при диабете. Ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера 2 типа (SGLT2) представляют собой новый класс сахароснижающих препаратов, которые улучшают гликемический контроль благодаря инсулинонезависимому механизму действия, связанному с увеличением экскреции глюкозы с мочой. В обзоре представлен анализ результатов исследований, посвященных оценке одному из плейотропных действий этой группы препаратов - нефропротективному. Приведенные материалы позволяют судить о свойствах ингибиторов SGLT2 снижать риск развития и темпы прогрессирования альбуминурии, снижения скорости клубочковой фильтрации, уменьшать частоту терминальной почечной недостаточности и нуждаемости в заместительной почечной терапии у больных СД 2. В статье приводятся и анализируются существующие в настоящее время гипотезы механизма действия этих сахароснижающих препаратов. Рассматривается риск наиболее распространенных почечных осложнений при применении ингибиторов SGLT2 – урогенитальных инфекций. Указаны практические аспекты применения ингибиторов SGLT2 в современных алгоритмах оказания помощи больным СД2, а также перспективы новых рандомизированных клинических исследований



ISSN 2072-0351 (Print)
ISSN 2072-0378 (Online)