Preview

Сахарный диабет

Расширенный поиск

Резолюция по итогам Первого Общероссийского Форума «Терапевтическое обучение в эндокринологии»

https://doi.org/10.14341/DM12943

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Согласно решению ВОЗ, терапевтическое обучение (ТО) пациентов является самостоятельным разделом медицины и важнейшей составляющей лечения хронических заболеваний, и прежде всего сахарного диабета и ожирения. С этого момента ТО реализуется путем создания «Школ для пациентов с сахарным диабетом» и «Школ для пациентов с избыточной массой тела» (далее — «Школы») как структурной единицы медицинского учреждения. 25–26 апреля 2022 г. в онлайн-режиме состоялся Первый Общероссийский Форум «Терапевтическое обучение в эндокринологии», организованный Общественной организацией «Российская ассоциация эндокринологов», в котором приняли участие ведущие специалисты в этой области. По итогам его работы экспертами была принята данная Резолюция. В ней обсуждаются методологические и педагогические основы ТО, предлагается внести изменения, связанные с организацией работы «Школ», тарификацией в системе обязательного медицинского страхования, подготовкой кадров, в том числе медицинских сестер.

Для цитирования:


Шестакова М.В., Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Галстян Г.Р., Аметов А.С., Анциферов М.Б., Старостина Е.Г., Мельникова О.Г., Ибрагимова Л.И., Андрианова Е.А., Ершова Е.В., Карпова И.А., Кононенко И.В., Тиселько А.В., Федяева В.К. Резолюция по итогам Первого Общероссийского Форума «Терапевтическое обучение в эндокринологии». Сахарный диабет. 2022;25(3):299-304. https://doi.org/10.14341/DM12943

For citation:


Shestakova M.V., Mayorov A.Yu., Surkova E.V., Galstyan G.R., Ametov A.S., Antsiferov M.B., Starostina E.G., Melnikova O.G., Ibragimova L.I., Andrianova E.A., Ershova E.V., Karpova I.A., Kononenko I.V., Tiselko A.V., Fedyaeva V.K. Resolution on the results of the First All-Russian Forum "Therapeutic Education in Endocrinology". Diabetes mellitus. 2022;25(3):299-304. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/DM12943

25–26 апреля 2022 г. в онлайн-режиме состоялся Первый Общероссийский Форум «Терапевтическое обучение в эндокринологии», организованный Общественной организацией «Российская ассоциация эндокринологов», в котором приняли участие ведущие специалисты в этой области. По итогам его работы экспертами была принята данная Резолюция.

Согласно решению ВОЗ (Терапевтическое обучение больных. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Отчет рабочей группы ВОЗ, 1998), терапевтическое обучение (ТО) пациентов является самостоятельным разделом медицины и важнейшей составляющей лечения хронических заболеваний, прежде всего сахарного диабета (СД) и ожирения [1]. С этого момента ТО является обязательной частью лечения пациентов с СД и реализуется путем создания «Школ для пациентов с сахарным диабетом» и «Школ для пациентов с избыточной массой тела» (далее — «Школы») как структурной единицы медицинского учреждения.

В 1989 г. по инициативе главного внештатного специалиста эндокринолога Минздрава России академика РАН И.И. Дедова на базе ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России начала работу первая в России «Школа для пациентов с сахарным диабетом», а в 1997 г. — первая «Школа для пациентов с избыточной массой тела». С 1990 г. в рамках Международной программы «Диабет» (руководитель — профессор А.С. Аметов) стали проводиться циклы по ТО для преподавателей кафедр эндокринологии. В Российской Федерации «Школы» активно развивались в рамках реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Сахарный диабет», а затем — ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» в 1996–2012 гг.

Именно СД явился моделью для отработки принципов ТО, внедрения и оценки эффективности новых методов обучения. В настоящее время основными положениями ТО можно считать следующие.

  • ТО пациентов как с СД, так и с ожирением принципам управления заболеванием является интегрирующим компонентом лечебного процесса. Оно должно обеспечивать пациентов знаниями и навыками, способствующими достижению конкретных терапевтических целей (самоуправление заболеванием) [2].
  • Обучающие мероприятия следует проводить со всеми пациентами с СД от момента выявления заболевания и на всем его протяжении [1–26]. Цели и задачи ТО должны быть конкретизированы в соответствии с актуальным состоянием пациента.
  • «Школы» являются удобной и эффективной формой проведения ТО, особенно в групповом формате, хотя формы и методы обучения могут быть многообразны и не исчерпываются только «Школами». Целесообразно организовывать «Школы» на базе медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь по профилям «эндокринология» и «детская эндокринология» [2].
  • Эталоном ТО являются специально разрабатываемые структурированные программы, отвечающие всем требованиям к медицинскому содержанию, а также учитывающие принципы педагогики и психологии [2][3][5–7][9][10][15][25][27–34]. Эти программы имеют четкую структуру (разделение на учебные единицы, регламентация объема и последовательности изложения, постановки учебных целей для каждого раздела) и сопровождаются необходимым набором наглядных материалов [35][36]. Программы ТО в обязательном порядке дифференцируются в зависимости от контингента пациентов. В настоящее время используются следующие варианты структурированных программ ТО пациентов в рамках «Школ»:

1. для пациентов с СД 1 типа;

2. для пациентов с СД 2 типа на терапии неинсулиновыми сахароснижающими препаратами;

3. для пациентов с СД 2 типа на инсулинотерапии;

4. для детей с СД и их родителей;

5. для беременных женщин с СД;

6. для пациентов с СД на помповой инсулинотерапии;

7. для пациентов с избыточной массой тела.

  • На практике применяются две общепринятые модели организации ТО, отвечающие возможностям лечебного учреждения:

1. стационарная (5–7 дней);

2. амбулаторная (в том числе дневной стационар).

При ТО пациентов с СД 1 типа предпочтение отдается стационарной модели (ежедневные занятия в течение всего цикла обучения), а при ТО пациентов с СД 2 типа — амбулаторной (4–5 посещений с интервалом 1 нед). Подобная тактика организации стационарных и амбулаторных (по принципу дневного стационара) «Школ» приемлема не только для крупных эндокринологических центров, но и для диспансеров, областных и городских больниц, имеющих эндокринологические отделения, а также крупных поликлиник. В амбулаторных условиях «Школа» организуется из расчета 1 «Школа» на 2500 взрослых пациентов и 200 детей с СД, в стационарных условиях — 1 «Школа» на отделение эндокринологии [2]. Таким образом, в Российской Федерации, с учетом около 5 млн зарегистрированных пациентов с СД, при условии прохождения «Школы» в соответствии с «Клиническими рекомендациями» каждым взрослым пациентом с СД 1 раз в 3 года, требуется примерно 2100 «Школ». При обучении пациентов с избыточной массой тела предпочтение отдается амбулаторной модели.

В последние годы, в том числе вследствие затянувшейся инфекционной эпидемии COVID-19 и необходимости длительного соблюдения условий карантина, все более распространенным становится использование онлайн-обучения как дополнительного ресурса к «Школам», особенно при наличии у пациентов непрерывного мониторирования глюкозы и современных средств самоконтроля гликемии (глюкометры с новыми функциями, в том числе с возможностью дистанционной передачи данных). Созданы обучающие сайты для пациентов с СД, в том числе с ожирением (diabetoved.ru). В помощь пациентам в освоении принципов управления заболеванием неоднократно переиздавались книги «Сахарный диабет 1 типа. Руководство для пациентов», «Сахарный диабет 2 типа. Руководство для пациентов», «Сахарный диабет 1 типа. Что необходимо знать. Руководство для детей и их родителей» [37–39]. С 1991 г. издается журнал «Диабет. Образ жизни», предназначенный для пациентов с СД, их родственников, врачей-специалистов и населения в целом.

Однако, несмотря на достаточно полное информационное наполнение Интернет-сайтов и наглядных материалов, полностью заменить очное обучение пациентов нельзя, поскольку ключевым принципом организации ТО пациентов является освоение практических навыков с целью достижения индивидуальных целевых показателей лечения.

Организация «Школ» должна базироваться на следующих принципах.

  • Большая часть времени в процессе ТО должна быть посвящена практической отработке навыков, необходимых для самостоятельного управления заболеванием. Прежде всего это касается мониторирования гликемии, правил коррекции доз инсулина, питания.
  • ТО должно быть центрировано на пациенте, который является его полноправным участником. ТО может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группах пациентов с СД и/или ожирением, исходя из потребностей, объема проводимой работы и численности обслуживаемого населения.
  • ТО пациентов, особенно в «Школах», должно проводиться специально подготовленными медицинскими работниками: врачом-эндокринологом (детским эндокринологом), медицинской сестрой [1][2][ 25][27][40–45]. Мультидисциплинарный подход может быть полезным в процессе ТО; при имеющейся возможности желательно участие клинического психолога и диетолога.
  • ТО в каждой «Школе» подлежит обязательной оценке эффективности по четким критериям: метаболическим (уровень гликированного гемоглобина, липидов), клиническим (частота острых осложнений — гипогликемий или кетоацидоза, масса тела, артериальное давление), медико-социальным (число дней временной нетрудоспособности с выделением продолжительности и числа случаев госпитализации как в связи с СД и его осложнениями, так и с другими заболеваниями), качеству жизни.

Указанные позиции отражены в клинических рекомендациях Российской ассоциации эндокринологов 2020–2022 г. «Сахарный диабет 1 типа у взрослых», «Сахарный диабет 2 типа у взрослых», «Сахарный диабет 1 типа у детей», «Сахарный диабет 2 типа у детей», «Ожирение» [46–50]. В 2022 г. будут обновлены «Порядки» оказания медицинской помощи по профилям «эндокринология» и «детская эндокринология», устанавливающие принципы организации деятельности кабинета «Школа для пациентов с сахарным диабетом», который должен являться структурным подразделением медицинской организации. В «Порядках» прописано, что «Школа» создается для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи взрослым по профилям «эндокринология» и «детская эндокринология» в виде группового ТО пациентов с СД по структурированным программам в зависимости от типа СД и метода лечения, с обязательной практической отработкой навыков, необходимых для самостоятельного управления заболеванием.

Результаты Форума продемонстрировали большое разнообразие форм и методов ТО, в том числе уникальных методик [6][7][42][43][51–56]. Участие психологов в ТО получает все более широкое распространение и приносит интересные результаты. Большим потенциальным ресурсом является участие медицинских сестер в ТО, и этот опыт в России также имеется. Следует учитывать необходимость специальной подготовки кадров для ТО; созданы программы подготовки медицинских работников для ТО пациентов с СД [33][41–43][57].

Клинико-экономическая эффективность работы «Школ» оценена исследованиями ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России. Моделирование внедрения «Школ» показало, что ТО пациентов с СД 1 типа является доминирующей технологией с 5-го года моделирования, а СД 2 типа — с 3-го года моделирования. За 20 лет внедрение «Школ» при СД 1 типа может позволить 39 млрд руб. (снижение затрат на 6,61%) и предотвратить 3,4 тыс. смертей (снижение смертности на 4%). За 20 лет внедрение «Школ» при СД 2 типа может сэкономить 901 млрд руб. (снижение затрат на 10,62%) и предотвратить 23 тыс. смертей (снижение смертности на 2%). Данные заключения сделаны с учетом предположения о приверженности пациентов ТО. Таким образом, экономический эффект ТО доказан [58].

Несмотря на то что технологии ТО больных СД были внедрены и развиваются в Российской Федерации уже более 30 лет [6][7][42][43][51–56], этот метод лечения до настоящего времени практически не имеет государственной организационной и финансовой поддержки. Таковая отсутствует в большинстве регионов и в целом на федеральном уровне не имеет четкой тарификации в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). В результате, не имея соответствующих навыков управления своим заболеванием, пациенты СД не достигают целевых показателей контроля заболевания даже при использовании дорогостоящих лекарств и высоких медицинских технологий.

На состоявшемся в заключение Форума круглом столе особое внимание было уделено организационным и финансовым вопросам, в частности включению разделов, посвященных ТО, в регламентирующие документы, а также необходимости, с учетом высокой экономической эффективности ТО, тарификации в системе ОМС.

В результате проведенного Форума участники рекомендуют:

  • в Приказ Минздрава России от 12 ноября 2012 г. № 899н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “эндокринология”» и Приказ Минздрава России от 12.11.2012 № 908н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю “детская эндокринология”» внести положение о том, что кабинет «Школа для пациентов с сахарным диабетом» является структурным подразделением медицинской организации, имеющим соответствующие штаты и материальное оснащение;
  • согласовать с Федеральным фондом ОМС тарификацию медицинской услуги «Школа для пациентов с сахарным диабетом»;
  • разработать должностные и функциональные обязанности медицинских работников в «Школах»;
  • организовать подготовку медицинских сестер по вопросам ТО на базе вузов и организаций, проводящих постдипломное профессиональное медицинское обучение;
  • при проведении постдипломного обучения врачей-эндокринологов и врачей-детских эндокринологов предусмотреть цикл тематического усовершенствования по вопросам ТО;
  • утвердить Министерством здравоохранения Российской Федерации разработанное Общественной организацией «Российская ассоциация эндокринологов» методическое руководство «Организация работы кабинета “Школа для пациентов с сахарным диабетом”» и структурированные программы ТО пациентов с различными типами СД, с комплектами методических пособий (дневники самоконтроля, плакаты, «тарелки» с продуктами, памятки для пациентов);
  • разработать критерии оценки деятельности работы «Школ» для страховых компаний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Источники финансирования. Данная статья является Резолюцией Первого Общероссийского Форума «Терапевтическое обучение в эндокринологии», проведенного Общественной организацией «Российская ассоциация эндокринологов».

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список литературы

1. Всемирная Организация Здравоохранения. Терапевтическое обучение больных. Программы непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Отчет рабочей группы ВОЗ. М.; 1998.

2. Дедов ИИ, Шестакова МВ, Майоров АЮ, и др. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом (10-й выпуск) // Сахарный диабет — 2021. — Т. 24. — №S1. — C. 1-232. doi: https://doi.org/10.14341/DM12802

3. DAFNE Study Group. Training in flexible, intensive insulin management to enable dietary freedom in people with type 1 diabetes: dose adjustment for normal eating (DAFNE) randomised controlled trial. BMJ. 2002;325(7367):746-746. doi: https://doi.org/10.1136/bmj.325.7367.746

4. Delahanty LM, Nathan DM, Lachin JM, et al. Association of diet with glycated hemoglobin during intensive treatment of type 1 diabetes in the Diabetes Control and Complications Trial. Am J Clin Nutr. 2009;89(2):518-524. doi: https://doi.org/10.3945/ajcn.2008.26498

5. Deakin T, Whitham C. Structured patient education: the X-PERT Programme. Br J Community Nurs. 2009;14(9):398-404. doi: https://doi.org/10.12968/bjcn.2009.14.9.43916

6. Старостина Е.Г., Анциферов М.Б., Галстян Г.Р., и др. Эффективность программы интенсивного лечения и обучения больных сахарным диабетом 1 типа // Проблемы эндокринологии. — 1994. — Т. 40. — №3. — С. 15-19. doi: https://doi.org/10.14341/probl12004

7. Майоров А.Ю., Галстян Г.Р., Двойнишникова О.М., и др. Терапевтическое обучение в России: результаты 15-летнего наблюдения больных сахарным диабетом 1 типа // Сахарный диабет. — 2005. — Т. 8. — №3. — С. 52-58. doi: https://doi.org/10.14341/2072-0351-5579

8. American Diabetes Association. 5. Facilitating Behavior Change and Well-being to Improve Health Outcomes: Standards of Medical Care in Diabetes — 2022. Diabetes Care. 2022;45(S1):S60-S82. doi: https://doi.org/10.2337/dc22-S005

9. Yeoh E, Choudhary P, Nwokolo M, et al. Interventions That Restore Awareness of Hypoglycemia in Adults With Type 1 Diabetes: A Systematic Review and Meta-analysis. Diabetes Care. 2015;38(8):1592-1609. doi: https://doi.org/10.2337/dc15-0102

10. Ellis SE, Speroff T, Dittus RS, et al. Diabetes patient education: a metaanalysis and meta-regression. Patient Educ Couns. 2004;52(1):97-105. doi: https://doi.org/10.1016/S0738-3991(03)00016-8

11. Smart CE, Annan F, Higgins LA, et al. ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2018: Nutritional management in children and adolescents with diabetes. Pediatr Diabetes. 2018;19(7367):136-154. doi: https://doi.org/10.1111/pedi.12738

12. American Diabetes Association. 4. Lifestyle Management: Standards of Medical Care in Diabetes — 2018. Diabetes Care. 2018;41(S1):S38-S50. doi: https://doi.org/10.2337/dc18-S004

13. Diabetes Control and Complications Trial/Epidemiology of Diabetes Interventions and Complications Research Group, Lachin JM, Genuth S, et al. Retinopathy and Nephropathy in Patients with Type 1 Diabetes Four Years after a Trial of Intensive Therapy. N Engl J Med. 2000;342(6):381-389. doi: https://doi.org/10.1056/NEJM200002103420603

14. Winkley K, Landau S, Eisler I, et al. Psychological interventions to improve glycaemic control in patients with type 1 diabetes: systematic review and meta-analysis of randomised controlled trials. BMJ. 2006;333(7558):65. doi: https://doi.org/10.1136/bmj.38874.652569.55

15. Hampson SE, Skinner TC, Hart J, et al. Effects of educational and psychosocial interventions for adolescents with diabetes mellitus: a systematic review. Health Technol Assess (Rockv). 2001;5(10):1-79. doi: https://doi.org/10.3310/hta5100

16. Powers MA, Bardsley J, Cypress M, et al. Diabetes Self-management Education and Support in Type 2 Diabetes: A Joint Position Statement of the American Diabetes Association, the American Association of Diabetes Educators, and the Academy of Nutrition and Dietetics. Diabetes Care. 2015;38(7):1372-1382. doi: https://doi.org/10.2337/dc15-0730

17. Beck J, Greenwood DA, Blanton L, et al. 2017 National Standards for Diabetes Self-Management Education and Support. Diabetes Care. 2017;40(10):1409-1419. doi: https://doi.org/10.2337/dci17-0025

18. Muhlhauser I, Berger M. Patient education - evaluation of a complex intervention. Diabetologia. 2002;45(12):1723-1733. doi: https://doi.org/10.1007/s00125-002-0987-2

19. Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Мотовилин О.Г., и др. Обучение больных диабетом: синтез доказательной медицины и психологического подхода // Сахарный диабет. — 2011. — Т. 14. — №1. — С. 46-52. doi: https://doi.org/10.14341/2072-0351-6249

20. Laurenzi A, Bolla AM, Panigoni G, et al. Effects of Carbohydrate Counting on Glucose Control and Quality of Life Over 24 Weeks in Adult Patients With Type 1 Diabetes on Continuous Subcutaneous Insulin Infusion: A randomized, prospective clinical trial (GIOCAR). Diabetes Care. 2011;34(4):823-827. doi: https://doi.org/10.2337/dc10-1490

21. Sämann A, Mühlhauser I, Bender R, et al. Glycaemic control and severe hypoglycaemia following training in flexible, intensive insulin therapy to enable dietary freedom in people with type 1 diabetes: a prospective implementation study. Diabetologia. 2005;48(10):1965-1970. doi: https://doi.org/10.1007/s00125-005-1905-1

22. Bell KJ, Barclay AW, Petocz P, et al. Efficacy of carbohydrate counting in type 1 diabetes: a systematic review and metaanalysis. Lancet Diabetes Endocrinol. 2014;2(2):133-140. doi: https://doi.org/10.1016/S2213-8587(13)70144-X

23. Elliott J, Lawton J, Rankin D, et al. The 5x1 DAFNE study protocol: a cluster randomised trial comparing a standard 5 day DAFNE course delivered over 1 week against DAFNE training delivered over 1 day a week for 5 consecutive weeks. BMC Endocr Disord. 2012;12(1):28. doi: https://doi.org/10.1186/1472-6823-12-28

24. Haas L, Maryniuk M, Beck J, et al. National Standards for Diabetes Self-Management Education and Support. Diabetes Care. 2013;36(S1):S100-S108. doi: https://doi.org/10.2337/dc13-S100

25. Cooke D, Bond R, Lawton J, et al. Structured Type 1 Diabetes Education Delivered Within Routine Care: Impact on glycemic control and diabetes-specific quality of life. Diabetes Care. 2013;36(2):270-272. doi: https://doi.org/10.2337/dc12-0080

26. MacLeod J, Franz MJ, Handu D, et al. Academy of Nutrition and Dietetics Nutrition Practice Guideline for Type 1 and Type 2 Diabetes in Adults: Nutrition Intervention Evidence Reviews and Recommendations. J Acad Nutr Diet. 2017;117(10):1637-1658. doi: https://doi.org/10.1016/j.jand.2017.03.023

27. Clark M. Diabetes self-management education: A review of published studies. Prim Care Diabetes. 2008;2(3):113-120. doi: https://doi.org/10.1016/j.pcd.2008.04.004

28. Deakin T, McShane CE, Cade JE, et al. Group based training for self-management strategies in people with type 2 diabetes mellitus. Cochrane database Syst Rev. 2005;2:CD003417. doi: https://doi.org/10.1002/14651858.CD003417.pub2

29. Steinsbekk A, Rygg L, Lisulo M, et al. Group based diabetes self-management education compared to routine treatment for people with type 2 diabetes mellitus. A systematic review with meta-analysis. BMC Health Serv Res. 2012;12(1):213. doi: https://doi.org/10.1186/1472-6963-12-213

30. Norris SL, Lau J, Smith SJ, et al. Self-management education for adults with type 2 diabetes: a meta-analysis of the effect on glycemic control. Diabetes Care. 2002;25(7):1159-1171. doi: https://doi.org/10.2337/diacare.25.7.1159

31. Assal JP. Educating the diabetic patient: which programme is specific to IDDM and to NIDDM? In: de Gryter W. editor. Concepts for the ideal diabetes clinic. New Yourk: 1992. P. 89-104.

32. He X, Li J, Wang B, et al. Diabetes self-management education reduces risk of all-cause mortality in type 2 diabetes patients: a systematic review and meta-analysis. Endocrine. 2017;55(3):712–731. doi: https://doi.org/10.1007/s12020-016-1168-2

33. Мельникова О.Г., Суркова Е.В., Майоров А.Ю., и др. Результаты применения структурированной программы обучения больных сахарным диабетом 2 типа на инсулинотерапии // Сахарный диабет. — 2008. — Т. 11. — №4. — С. 71-75. doi: https://doi.org/10.14341/2072-0351-5595

34. Heller SR. Structured education in type 1 diabetes. Br J Diabetes Vasc Dis. 2009;9(6):269-272. doi: https://doi.org/10.1177/1474651409351646

35. Анциферов М.Б., Майоров А.Ю., Суркова Е.В., и др. Пособие для врачей «Структурированные программы обучения больных сахарным диабетом». М.; 2003.

36. Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Галстян Г.Р., и др. Структурированная программа обучения больных сахарным диабетом 2 типа на инсулинотерапии (с набором плакатов и карточек продуктов). М.; 2006.

37. Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Мельникова О.Г. Сахарный диабет 1 типа: руководство для пациентов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2021. doi: https://doi.org/10.33029/9704-6249-2-DMT1-2021-1-176

38. Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Мельникова О.Г. Сахарный диабет 2 типа: руководство для пациентов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2021.

39. Андрианова Е.А., Титович Е.В., Емельянов А.О., и др. Сахарный диабет 1 типа. Что необходимо знать. Руководство для детей и их родителей. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2022.

40. Oliver L, Thompson G. The DAFNE Collaborative. Experiences of developing a nationally delivered evidence-based, quality-assured programme for people with type 1 diabetes. Pract Diabetes Int. 2009;26(9):371-377. doi: https://doi.org/10.1002/pdi.1424

41. Дедов И.И., Суркова Е.В., Майоров А.Ю., и др. Программа подготовки специалистов в области обучения больных сахарным диабетом // Сахарный диабет. — 2003. — Т. 6. — №1. — С. 44-47. doi: https://doi.org/10.14341/2072-0351-6045

42. Дедов И.И., Суркова Е.В., Майоров А.Ю., и др. Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом. М.: Реафарм; 2004.

43. Суркова Е.В., Майоров А.Ю., Галстян Г.Р., и др. Обучение больных сахарным диабетом: Руководство для эндокринологов. М.: Медицина для Вас, 2007. [Surkova EV, Mayorov AYu, Galstyan GR, et al. Obuchenie bol’nykh sakharnym diabetom: Rukovodstvo dlya endokrinologov. Moscow: Meditsina dlya Vas; 2007. (In Russ.).

44. Duncan I, Ahmed T, Li Q, et al. Assessing the Value of the Diabetes Educator. Diabetes Educ. 2011;37(5):638-657. doi: https://doi.org/10.1177/0145721711416256

45. Phelan H, Lange K, Cengiz E, et al. ISPAD Clinical Practice Consensus Guidelines 2018: Diabetes education in children and adolescents. Pediatr Diabetes. 2018;19(5):75-83. doi: https://doi.org/10.1111/pedi.12762

46. Общественная организация «Российская ассоциация эндокринологов». Клинические рекомендации. Сахарный диабет 1 типа у взрослых. М.; 2022.

47. Общественная организация «Российская ассоциация эндокринологов». Клинические рекомендации. Сахарный диабет 1 типа у детей. M.; 2022.

48. Общественная организация «Российская ассоциация эндокринологов». Клинические рекомендации. Сахарный диабет 2 типа у взрослых. M.; 2022.

49. Общественная организация «Российская ассоциация эндокринологов». Клинические рекомендации. Сахарный диабет 2 типа у детей. M.; 2020.

50. Общественная организация «Российская ассоциация эндокринологов», Общественная организация «Общество бариатрических хирургов». Клинические рекомендации. Ожирение. M.; 2020.

51. Галстян Г.Р., Старостина Е.Г., Дедов И.И. Обучение больных как интегральная часть лечения сахарного диабета 1 типа: история развития, принципы, оценка эффективности // Проблемы эндокринологии. — 1994. — Т. 40. — №2. — С. 53-57. doi: https://doi.org/10.14341/probl11806

52. Дедов И.И., Анциферов М.Б., Галстян Г.Р., и др. Обучение больных сахарным диабетом. М.: Берег, 1999.

53. Дедов ИИ, Суркова ЕВ, Майоров АЮ, и др. Основы терапевтического обучения в диабетологии. Пособие для врачей. Москва: ГУП «Медицина для Вас»; 2005.

54. Суркова Е.В., Анциферов М.Б. Роль программ обучения в лечении больных сахарным диабетом II типа // Проблемы эндокринологии. — 1995. — Т. 41. — №6. — С. 4-6. doi: https://doi.org/10.14341/probl11483

55. Суркова Е.В., Майоров А.Ю. Обучение больных сахарным диабетом. Руководство для медицинских сестер. М.: ГУП «Медицина для Вас»; 2007.

56. Шестакова М.В., Суркова Е.В., Майоров А.Ю. Обучение больных сахарным диабетом 2 типа. Руководство для врачей общей практики. М.: ГУП «Медицина для Вас», 2007.

57. DESG Working Group. Basic Curriculum for Health Сare Professionals on Diabetes Therapeutic Education. 2001.

58. Федяева В.К., Омельяновский В.В., Сухоруких О.А., и др. Клинико-экономическая целесообразность терапевтического обучения (в школе диабета) пациентов с сахарным диабетом 1-го и 2-го типа // Медицинские технологии. Оценка и выбор. — 2022 — №1. — С. 23-33. doi: https://doi.org/10.17116/medtech20224401123


Об авторах

М. В. Шестакова
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии
Россия

Шестакова Марина Владимировна, доктор медицинских нау , профессор, академик РАН

Москва

eLibrary SPIN: 7584-7015



А. Ю. Майоров
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии

Майоров Александр Юрьевич, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник

117292, Москва, ул. Дм. Ульянова, д. 11

eLibrary SPIN: 4275-7779



Е. В. Суркова
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии

Суркова Елена Викторовна, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник

Москва

eLibrary SPIN: 7944-3869



Г. Р. Галстян
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии

Галстян Гагик Радикович, доктор медицинских наук, профессор

Москва

eLibrary SPIN: 9815-7509



А. С. Аметов
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Аметов Александр Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор

Москва

eLibrary SPIN: 9511-1413



М. Б. Анциферов
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Анциферов Михаил Борисович, доктор медицинских наук, профессор

Москва

eLibrary SPIN: 1035-4773



Е. Г. Старостина
Московский областной научно-исследовательский институт им. М.Ф. Владимирского

Старостина Елена Георгиевна, доктор медицинских наук, профессор

Москва

eLibrary SPIN: 6977-0793



О. Г. Мельникова
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии

Мельникова Ольга Георгиевна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Москва

eLibrary SPIN: 9908-3301



Л. И. Ибрагимова
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии

Ибрагимова Людмила Ибрагимовна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Москва

eLibrary SPIN: 5013-8222



Е. А. Андрианова
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии

Андрианова Екатерина Андреевна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Москва

eLibrary SPIN: 7496-4580



Е. В. Ершова
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии

Ершова Екатерина Владимировна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Москва

eLibrary SPIN: 6728-3764



И. А. Карпова
Санкт-Петербургский территориальный диабетологический центр ГБУЗ «ГКДЦ № 1»

Карпова Ирина Альбертовна, кандидат медицинских наук

Санкт-Петербург

eLibrary SPIN: 7691-6058



И. В. Кононенко
Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии

Кононенко Ирина Владимировна, кандидат медицинских наук

Москва

eLibrary SPIN: 6528-7986



А. В. Тиселько
НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта

Тиселько Алена Викторовна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Санкт-Петербург

eLibrary SPIN: 9010-7276



В. К. Федяева
Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи

Федяева Влада Константиновна

Москва

eLibrary SPIN: 7202-4371



Рецензия

Для цитирования:


Шестакова М.В., Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Галстян Г.Р., Аметов А.С., Анциферов М.Б., Старостина Е.Г., Мельникова О.Г., Ибрагимова Л.И., Андрианова Е.А., Ершова Е.В., Карпова И.А., Кононенко И.В., Тиселько А.В., Федяева В.К. Резолюция по итогам Первого Общероссийского Форума «Терапевтическое обучение в эндокринологии». Сахарный диабет. 2022;25(3):299-304. https://doi.org/10.14341/DM12943

For citation:


Shestakova M.V., Mayorov A.Yu., Surkova E.V., Galstyan G.R., Ametov A.S., Antsiferov M.B., Starostina E.G., Melnikova O.G., Ibragimova L.I., Andrianova E.A., Ershova E.V., Karpova I.A., Kononenko I.V., Tiselko A.V., Fedyaeva V.K. Resolution on the results of the First All-Russian Forum "Therapeutic Education in Endocrinology". Diabetes mellitus. 2022;25(3):299-304. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/DM12943

Просмотров: 2794


ISSN 2072-0351 (Print)
ISSN 2072-0378 (Online)