Перейти к:
Изучение влияния сулодексида на эндотелий-зависимую вазодилатацию мозговых сосудов у животныхсо стрептозотоцин-индуцированным сахарным диабетом
https://doi.org/10.14341/2072-0351-6217
Аннотация
Проанализировать влияние сулодексида на эндотелий-зависимую вазодилатацию (ЭЗВД) мозговых сосудов у животных с экс-периментальным сахарным диабетом (ЭСД).
Материалы и методы.
Исследование было выполнено на 45 крысах-самцах линии Wistar, массой 180-210 г, разделенных на 3 равныегруппы: группа интактных животных, группа с ЭСД, получавших физиологический раствор, группа животных с ЭСД, которым per osв течение 4 недель вводился сулодексид - 30 ЕВЛ. Эндотелиальная дисфункция (ЭД) моделировалась развитием ЭСД. ЭСД вызывалипутем однократного в/в введения стрептозотоцина (50 мг/кг). Через месяц осуществлялось тестирование эндотелий-зависимой и эн-дотелий-независимой вазодилатации путем регистрации кровотока в сосудах мозга в проекции средней мозговой артерии, а такжеиндексов Пурселло и Госслинга до и после внутривенного введения ацетилхолина (АХ) (?Acros organics?, США) (0,001 мг/кг), L-аргинина(300 мг/кг) (?Acros organics?, США), нитроглицерина (НГ) (МТХ, Москва) (0,007 мг/кг), нитро-L-аргинина (10 мг/кг) (?Acros organics?,США). Иммуногистохимическую подготовку образцов и исследование экспрессии антител к е-NOS и эндотелину-1 проводили по реко-мендациям производителя используемых в данной работе антител (компания Novocastra?). Результаты всех опытов обрабатывалисьметодами базисного статистического анализа в программе STATISTICA/7.0 фирмы StatSoft, Inc. (США) для Windows.
Результаты.
У животных с ЭСД по сравнению с животными интактной группы при введении ацетилхолина отмечалось значитель-ное снижение ЭЗВД (в 2,58 раза) и практически неизменная эндотелий-независимая вазодилатация (при введении нитроглицерина);наблюдалось достоверное повышение индексов сопротивления сосудов (индекс Пурселло) и эластичности сосудистой стенки (индексГосслинга). У животных с ЭСД, получавших в течение 4 недель сулодексид, наблюдалось более низкое сопротивление и более высокаяэластичность мозговых сосудов (индексы Пурселло и Госслинга), по сравнению с животными с ЭСД без фармакологической коррекции.Снижение экспрессии еNOS и увеличение экспрессии эндотелина-1 как специфических маркеров эндотелиальных нарушений дает воз-можность говорить о развитии эндотелиальной дисфункции при ЭСД, а также о выраженном эндотелиопротективном действиисулодексида, который значительно увеличивал концентрацию eNOS и снижал уровень эндотелина-1 и, очевидно, вследствие этого улуч-шал ЭЗВД.
Заключение.
При введении сулодексида животным с ЭСД происходит снижение концентрации эндотелина-1 и увеличение концентрацииeNOS, что приводит к улучшению вазодилатирующей функции эндотелия.
Для цитирования:
Тюренков И.Н., Воронков А.В., Слиецанс А.А., Петрова Е.В., Снигур Г.Л. Изучение влияния сулодексида на эндотелий-зависимую вазодилатацию мозговых сосудов у животныхсо стрептозотоцин-индуцированным сахарным диабетом. Сахарный диабет. 2011;14(3):12-15. https://doi.org/10.14341/2072-0351-6217
For citation:
Tyurenkov I.N., Voronkov A.V., Slietsans A.A., Petrova E.V., Snigur G.L. Izuchenie vliyaniya sulodeksida na endoteliy-zavisimuyu vazodilatatsiyu mozgovykh sosudov u zhivotnykhso streptozototsin-indutsirovannym sakharnym diabetom. Diabetes mellitus. 2011;14(3):12-15. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-6217
Цель
Изучить влияние сулодексида на эндотелий-зависимую вазодилатацию (ЭЗВД) мозговых сосудов у животных с экспериментальным сахарным диабетом (ЭСД).
Материалы и методы
Исследование было выполнено на 45 крысах – самцах линии Wistar с массой 180–210 г, разделенных на 3 равные группы: группа интактных животных, группа с ЭСД, получавших физиологический раствор, группа животных с ЭСД, которым per os в течение 4 недель вводился сулодексид – 30 ЕВЛ (Vessel Due F фирмы Альфа Вассерман – Италия). ЭД моделировалась развитием ЭСД. ЭСД вызывали путем однократного внутривенного введения стрептозотоцина (50 мг/кг). В дальнейший эксперимент отбирались животные с уровнем глюкозы в крови 12–15 ммоль/л. Через месяц после моделирования ЭСД и введения сулодексида осуществлялось тестирование эндотелий-зависимой и эндотелий-независимой вазодилатации путем регистрации кровотока в сосудах мозга в проекции средней мозговой артерии [2], а также индексов Пурселло и Госслинга, до и после внутривенного введения ацетилхолина (АХ) («Acros organics», США) (0,001 мг/кг), L-аргинина (300 мг/кг) («Acros organics», США), нитроглицерина (НГ) (МТХ, Москва) (0,007 мг/кг), нитро-L-аргинина (10 мг/кг) («Acros organics», США). Регистрация кровотока во всех экспериментах осуществлялась с помощью ультразвукового допплерографа, датчика УЗОП-010-01 с рабочей частотой 25 мгц и рабочей компьютерной программы ММ-Д-К-Minimax Doppler v.1.9. (Санкт-Петербург, Россия). В серии иммуногистохимических исследований была изучена экспрессия антител к е-NOS и эндотелину-1. Иммуногистохимическую подготовку и исследование образцов проводили по рекомендациям производителя используемых в данной работе антител (компания Novocastra™). Для гистологического исследования через 4 недели от начала эксперимента под эфирным наркозом производили забор головного мозга крыс. Материал фиксировали в течение 48 ч в 10% растворе нейтрального забуференного формалина (рН 7,4). После фиксации материал проводили по общепринятой гистологической методике через батарею спиртов возрастающей концентрации, хлороформ и заливали в парафин. Срезы окрашивали гематоксилином и эозином по общепринятой гистологической методике.
Далее с использованием моноклональных антител к эндотелину-1 (Endothelin-1 Receptor (ETA), Clone RJT 24, NCL-L-ETA P (HIER)) и моноклональных антител к эндотелиальной NOS (Nitric Oxid Synthase, Clone RN5, NCL-NOS-3 F P (HIER)) и непрямого иммунопероксидазного метода с высокотемпературной и ферментной демаскировкой антигенов определяли экспрессию и оптическую плотность полученных образцов. Микрофотосъемку производили цифровой камерой Canon (Japan, 5.0 мегапикселей) на базе микроскопа Axiostar plus (Карл Цейс, Германия) с использованием объектива ×40, ×100 и окуляра ×10. Оценивали процентное отношение иммунопозитивных клеток к общему количеству эндотелиальных клеток мозга.
Результаты всех опытов обрабатывались методами базисного статистического анализа в программе STATISTICA/w7.0 фирмы StatSoft, Inc. (США) для Windows.
Результаты и их обсуждение
Результаты, отражающие реакции мозговых сосудов (по изменению скорости мозгового кровотока), эластичность (индекс Госслинга) и сопротивление церебральных сосудов (индекс Пурселло) в ответ на введение анализаторов (ацетилхолина, нитро- L-аргинина, L-аргинина) у животных контрольной группы без ЭСД, у животных с ЭСД, получавших физиологический раствор, животных с ЭСД, получавших в течение месяца после введения стрептозотоцина сулодексид, представлены в таблицах 1 и 2. У животных с ЭСД по сравнению с животными интактной группы при введении ацетилхолина отмечалось значительное снижение ЭЗВД (в 2,58 раза) и практически неизменная эндотелий-независимая вазодилатация (при введении нитроглицерина), что согласуется с литературными данными [3].
У животных на фоне ЭСД наблюдали также достоверное повышение индексов сопротивления сосудов (индекс Пурселло) и эластичности сосудистой стенки (индекс Госслинга), что согласуется с литературными данными [4]. Очевидно, у животных с ЭСД меньше выделяется оксида азота, наблюдается меньшее увеличение кровотока (меньшее расширение сосудов), а в ответ на введение блокатора e-NOS – меньшее падение кровотока, чем у животных интактной группы. Степень сужения мозговых сосудов и падение кровотока в них в последнем случае зависят от уровня исходной активности e-NO-синтазной системы, т.е. чем она активнее синтезирует NO, тем больше при блокаде NO-синтезирующего фермента будет сужение сосудов и падение кровотока. Другим показателем, свидетельствующим о наличии ЭД, являлся L-аргининовый парадокс [5]. Суть L-аргининового парадокса можно сформулировать следующим образом: при нарушении функции эндотелия отмечается повышение уровня асимметричного диметиларгинина (АДМА), конкурентно нарушающего транспорт L-аргинина в эндотелиоцит и угнетающего e-NOS [5]. Дополнительное введение эндогенного L-аргинина на фоне эндотелиальной дисфункции приводило к преодолению этих барьеров и усилению синтеза, выброса NO и к более выраженной вазодилатации, тогда как в норме, т.е. в отсутствие больших количеств АДМА в крови, дополнительное введение L-аргинина не вызывало значимого увеличения синтеза NO, т.к. эндотелиоцит получает достаточное количество субстрата для продукции оксида азота.
В нашем исследовании, при дополнительном введении L-аргинина, мы наблюдали его вазодилатирующее действие у животных с ЭСД, тогда как у интактных животных, а также у животных с ЭСД, получавших сулодексид, введение L-аргинина вызывает менее выраженную вазодилатацию. Таким образом, у животных с ЭСД, получавших сулодексид, ЭЗВД была значительно выше, чем у животных с ЭСД, получавших физиологический раствор (табл. 1).
У животных с ЭСД, получавших в течение 4 недель сулодексид, наблюдались более низкое сопротивление и более высокая эластичность мозговых сосудов (индексы Пурселло и Госслинга), по сравнению с животными с ЭСД без фармакологической коррекции. Несмотря на то, что регистрация сопротивления и жесткости сосудов осуществляется на небольшой сосудистой области, получены отчетливые данные о повышении жесткости сосудов при ЭСД и выраженном действии на этот фактор риска исследуемого препарата. Эти данные могут служить еще одним подтверждением положительного влияния сулодексида на вазодилатирующую функцию эндотелия (табл. 2).
Таким образом, снижение вазодилатирующей функции эндотелия у животных с ЭСД скорее обусловлено нарушением функционирования e-NO-синтазной системы, о чем свидетельствует меньшая вазодилатация (меньшее увеличение скорости кровотока) при введении ацетилхолина и меньшая вазоконстрикция при введении блокатора e-NO-синтазы N-L-аргинина.
При проведении иммуногистохимического исследования было отмечено, что в группе животных с ЭСД отмечалось слабое окрашивание к моноклональному антигену Clone RN5(e-NOS) иммунопозитивных клеток гематоэнцефалического барьера во всех отделах головного мозга и более выраженное окрашивание к моноклональному антигену Clone RJT (эндотелин-1). В группе животных, получавших сулодексид на фоне ЭСД, степень экспрессии антигенов отличалась от группы животных без фармакотерапии и приближалась по степени окрашивания к животным интактной группы (табл. 3).
При оценке оптической плотности уровень экспрессии Clone RN5 (еNOS) в группах животных с ЭСД был на 56,8% ниже, чем у интактных животных. У животных же, получавших сулодексид, данный показатель достоверно не отличался от группы интактных животных (табл. 4).
При оценке оптической плотности уровень экспрессии Clone RJT (эндотелин-1) в группе животных с ЭСД был на 39,9% выше, чем у интактных животных. При изучении морфологического материала мозга животных с ЭСД, получавших сулодексид, уровень оптической плотности Clone RJT недостоверно отличался от группы интактных животных.
Таким образом, снижение экспрессии еNOS и увеличение экспрессии эндотелина-1 как специфических маркеров эндотелиальных нарушений дает возможность говорить о развитии ЭД при ЭСД, а также о выраженном эндотелиопротективном действии сулодексида, который значительно увеличивал концентрацию eNOS, снижал уровень эндотелина-1 и, очевидно, вследствие этого улучшал ЭЗВД.
Выводы
1. При ЭСД наблюдалась выраженная ЭД, сопровождающаяся уменьшением количества eNOS и увеличением эндотелина-1, что, в свою очередь, приводило к снижению вазодилатирующей функции эндотелия, а также повышению сопротивления и жесткости сосудов.
2. Сулодексид увеличивал количество eNOS и снижал содержание эндотелина-1 в сосудах мозга животных с ЭСД, что улучшало вазодилатирующую функцию эндотелия у крыс с гормональной патологией на фоне введения сулодексида.
Список литературы
1. Lanver D.A., Lucchesi B.R. Sulodexide: a renewed interest in this glucosaminoglycan // Cardio. Drug. - 2006. - №24 (3-4). - P. 214-226
2. Тюренков И.Н., Воронков А.В. Методический подход к оценке эндотелиальной дисфункции в эксперименте // Эксперим. и клинич. фармакология. - 2008. - Т. 71. - №1. - С. 49-51
3. Bakker W., Etto C. Eringa, P. Sipkema. Endothelial dysfunction and diabetes: roles of hyperglycemia, impaired insulin signaling and obesity // Cell Tissue Res. - 2009. - №335. - P. 165-189
4. Cruickshank K., Riste L., AndersonS.G., Wright J.S., Dunn G., Gosling R.G. Aortic pulse-wave velocity and its relationship to mortality in diabetes and glucose intolerance: an integrated index of vascular function? // Circulation. - 2002. - Vol. 106. - № 16. - Р. 2085-2090.
5. Воронков А.В., Робертус А.И., Тюренков И.Н. Изучение «L-аргининового парадокса» для оценки эндотелиальной функции в норме и патологии // Регионарное кровообращение и микроциркуляция. - 2008. - Т.7.-№3. - С. 54-58
6. Bode-Boger SM. The l-arginine paradox: Importance of the l-arginine/ asymmetrical dimethylarginine ratio. // Pharmacol Ther. - 2007. - Vol. 114(3). - Р. 295-306.
Об авторах
Иван Николаевич ТюренковАндрей Владиславович Воронков
Анна Альбертовна Слиецанс
Евгения Викторовна Петрова
Григорий Леонидович Снигур
Рецензия
Для цитирования:
Тюренков И.Н., Воронков А.В., Слиецанс А.А., Петрова Е.В., Снигур Г.Л. Изучение влияния сулодексида на эндотелий-зависимую вазодилатацию мозговых сосудов у животныхсо стрептозотоцин-индуцированным сахарным диабетом. Сахарный диабет. 2011;14(3):12-15. https://doi.org/10.14341/2072-0351-6217
For citation:
Tyurenkov I.N., Voronkov A.V., Slietsans A.A., Petrova E.V., Snigur G.L. Izuchenie vliyaniya sulodeksida na endoteliy-zavisimuyu vazodilatatsiyu mozgovykh sosudov u zhivotnykhso streptozototsin-indutsirovannym sakharnym diabetom. Diabetes mellitus. 2011;14(3):12-15. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-6217

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).