Preview

Сахарный диабет

Расширенный поиск

Частота и степень инфицированности хеликобактером при сахарном диабете 2 типа

https://doi.org/10.14341/2072-0351-6020

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель.
Изучение частоты инфицированности H.pylori и эффективности эрадикационной терапии у больных сахарным диабетом 2 типа (СД2).
Материалы и методы.
Обследовано 38 пациентов с СД2 в сочетании с язвенной болезнью желудка (ЯБЖ) и 40 пациентов с СД2 в соче-тании с хроническим гастритом (ХГ). Для диагностики H.pylori использовали уреазный тест с мочевиной, меченной 13С. Для полуколи-чественной оценки степени контаминации Н.pylori желудка применяли гистологический метод. Группы сравнения были представленыбольными без нарушений углеводного обмена с ЯБЖ и ХГ.
Результаты.
Частота инфицированности Н.pylori у пациентов с СД2 и без него были примерно одинаковые в исследуемых и контрольныхгруппах, однако при сравнительном анализе по степени инфицированности группы значительно различались. Имеется корреляционнаязависимость степени инфицированности H.pylori с длительностью заболевания СД (r=0,84, р<0,05). У больных СД2 частота успешнойэрадикационной терапии при использовании терапии первой линии значительно ниже, чем в группе сравнения (р<0,05).
Заключение.
Фактором, приводящим к резистентности эрадикационной терапии в исследуемых группах, является частый прием ан-тибиотиков ранее, что необходимо учитывать при назначении антихеликобактерной терапии у больных СД2.

Для цитирования:


Мкртумян А.М., Казюлин А.Н., Баирова К.И. Частота и степень инфицированности хеликобактером при сахарном диабете 2 типа. Сахарный диабет. 2010;13(1):77-79. https://doi.org/10.14341/2072-0351-6020

For citation:


Mkrtumyan A.M., Kazyulin A.N., Bairova K.I. Incidence and graveness of helicobacter infection in patients with type 2 diabetes mellitus. Diabetes mellitus. 2010;13(1):77-79. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-6020

В настоящее время есть мнения, в которых отмечается, что больные сахарным диабетом 2 типа (СД2) относятся к группе риска по инфицированию Н.pylori в результате нарушений моторно-эвакуаторной, секреторной функции гастродуоденальной зоны (ГДЗ), депрессии иммунитета, неудовлетворительной компенсации углеводного обмена, длительности СД более 5 лет [1, 2, 3, 4, 5]. Имеются исследования, не выявившие отличия частоты инфицирования H.pylori у больных СД2 и без него [6, 9]. Необходимо отметить, что подобные исследования у пациентов с диабетом в отечественной и зарубежной литературе встречаются исключительно редко. Данные этих исследований разноречивы.

Соответственно, имеется небольшое количество работ, посвященных изучению эффективности антихеликобактерной терапии у больных СД2, результаты которых также противоречивы. В исследованиях, проведенных Delchier J.C. и соавт. [7], различий в эффективности эрадикационной терапии у больных СД2 и без диабета не обнаружено. В работах Gasbarrini A. и соавт. [3] у больных СД 1 типа (СД1) степень эффективности эрадикационной терапии составила 65% по сравнению с 92% у больных без диабета. В более позднем исследовании [4] у больных СД1 при использовании терапии первой линии степень эрадикации H.pylori составила 62%, при назначении терапии второй линии процент эрадикации H.pylori составил 88%. По результатам исследования Mehmet S. и соавт. [8], у больных СД2 степень эрадикации H.pylori составила лишь 50%.

Подобная неоднозначность данных в инфицированности H.pylori и эффективности эрадикационной терапии, небольшое число исследований требуют дальнейшего изучения данной проблемы с позиции доказательной медицины.

В соответствии с вышеуказанным, целью настоящего исследования явилось изучение частоты инфицированности H.pylori и эффективности эрадикационной терапии у больных СД2.

Материалы и методы

Обследовано 320 пациентов с СД2. С учетом критериев включения и невключения 78 из них, у которых была выявлена патология желудка, составили исследуемые группы. В соответствии с целью и задачами исследования пациенты с СД2 были распределены на две группы: 38 пациентов с СД2 в сочетании с язвенной болезнью желудка (ЯБЖ) – 1А группа и 40 пациентов с СД2 в сочетании с хроническим гастритом (ХГ) – 1Б группа. Группы сравнения были представлены больными без нарушений углеводного обмена: 22 пациента с ЯБЖ – 2А группа и 20 больных с ХГ – 2Б группа. Все группы были сопоставимы по возрасту и полу. Возраст пациентов колебался от 52 до 76 лет.

Для диагностики H.pylori использовали уреазный тест с мочевиной, меченной 13С. Для полуколичественной оценки степени контаминации Н.pylori желудка применяли гистологический метод. В случае обнаружения Н.pylori в гистологических препаратах полуколичественную характеристику обсеменения бактериями слизистой оболочки желудка (СОЖ) проводили следующим образом: при наличии не более 20 микробных тел в поле зрения микроскопа при увеличении × 400 выделяли слабую степень обсеменения (1+), средняя степень обсеменения (2+) имела место при количестве Н.pylori до 50 в поле зрения, высокую степень контаминации (3+) определяли при количестве Н.pylori >50 в поле зрения.

Всем Н.pylori (+) больным проводилась эрадикационная терапия: амоксициллин 1000 мг 2 раза в день, кларитромицин 500 мг 2 раза в день и омепразол 20 мг 2 раза в день в течение 7 дней с последующим приемом ингибиторов протонной помпы в течение 3 недель. Повторное исследование биоптатов СОЖ на H.pylori проводили не ранее 6 недель после окончания эрадикационной терапии.

Статистическую обработку результатов проводили с использованием статистического пакета SPSS версии 13. Данные оценивали с использованием критерия Стьюдента. Различия между величинами признавали статистически достоверными при р<0,05. Все средние значения в таблицах представлены в виде М±σ, где М – среднее значение признака, σ – стандартное отклонение.

Результаты и обсуждение

Особенности степени инфицирования Н.pylori у обследуемых пациентов представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, частота инфицированности Н.pylori у пациентов с СД2 и без него были примерно одинаковыми в исследуемых и контрольных группах: (92,1% и 90,9% – при ЯБЖ, 87,5% и 85% – при ХГ). Однако при сравнительном анализе по степени инфицированности группы 1А и 2А значительно различались. Степень инфицированности (1+) достоверно (p<0,05) чаще была диагностирована у пациентов 2А группы – 54,4% против 31,6% у больных 1А группы. В то же время степень инфицированности (2+) Н.pylori у пациентов с СД2 была несколько (p<0,05) выше – 36,8% в 1А группе по сравнению с 27,3% в 2А группе. Степень инфицированности (3+) более чем в 2 раза (p<0,05) чаще обнаружена у пациентов 1А группы – 23,7% по сравнению с группой 2А – 9,1%.

Среди пациентов с ХГ степень инфицированности (1+) достоверно (p<0,05) чаще была диагностирована у пациентов 2Б группы – 50% против 25% у больных 1Б группы. Степень инфицированности (2+) у пациентов 1Б группы была (p<0,05) выше (37,5%), чем (25%) во 2Б группе. Степень инфицированности (3+) более чем в 2 раза (p<0,05) чаще обнаружена у пациентов 1Б группы – 25% – и лишь в 10% случаев – у больных с ХГ без СД2.

Мы провели анализ ассоциации степени инфицированности Н.pylori и длительности диабета у пациентов с патологией желудка в сочетании с СД2. Результаты представлены на рисунке 1.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что с увеличением длительности заболевания диабетом возрастает число больных с высокой степенью инфицированности Н.pylori. Среди больных выявлена сильная положительная корреляционная зависимость степени обсеменения Н.pylori и длительности диабета (r=0,84, р<0,05).

Мы не выявили ассоциации степени инфицированности Н.pylori и вида сахароснижающей терапии у больных с патологией желудка.

Проведен анализ степени инфицированности Н.pylori в группах с различной степенью тяжести диабета. Результаты представлены на рисунке 2.

У пациентов с СД2 тяжелого течения в сочетании с ЯБЖ достоверно чаще наблюдалась более высокая степень инфицированности Н.pylori в желудке по сравнению с больными со средне­тяжелым течением. Подобная тенденция наблюдалась и в группах с ХГ.

Таким образом, у пациентов с патологией желудка при длительном и тяжелом течении СД2 чаще наблюдалась высокая степень инфицированности Н.pylori по сравнению с больными без диабета.

Анализ эффективности антихеликобактерной терапии в исследуемых группах выявил достоверно более низкую эффективность эрадикационной терапии у больных СД2 (1А группа против 2А группы, 50% против 85%, p<0,05; 1Б группа против 2Б группы, 60% против 92%, p<0,05).

Возраст больных, длительность СД2 и уровень HbA1c существенно не различались у пациентов с СД2 в группах с эффективной и неэффективной эрадикационной терапией.

Известно, что при СД часто развивается инфекция дыхательных путей, инфекция мочевыводящих путей, быстро инфицируются раны, ссадины, возникают осложнения «диабетической стопы». В связи с этим больным часто назначаются в основном пероральные антибиотики широкого спектра действия [3, 6]. Соответственно, мы провели анализ частоты приема антибиотиков в подгруппах с эффективной и неэффективной эрадикационной терапией. Результаты приведены в таблице 2.

Как свидетельствуют данные таблицы 2, пациенты с СД2 в сочетании с ЯБЖ и ХГ в подгруппах с неэффективной эрадикационной терапией достоверно чаще принимали антибиотики за последний год по сравнению с лицами с эффективной антихеликобактерной терапией. Следует отметить, что спектр антибиотиков, которые принимали больные СД2 по различным инфекционным причинам, разнообразен: сумамед, ампициллин, амоксициллин, кларитромицин, т.е. которые входят в схему антихеликобактерной терапии первой линии. Этот эффект, очевидно, является причиной развития резистентности к антибиотикам, назначенным в схеме эрадикационной терапии, что приводит к высокой частоте неэффективности антихеликобактерной терапии первой линии.

Выводы

  1. Распространенность инфекции – H.pylori у больных СД2 составляет 87,5% при хроническом гастрите и 92,1% при язвенной болезни желудка. У пациентов с СД2 чаще выявляется инфицированность средней и тяжелой степени. Имеется корреляционная зависимость степени инфицированности H.pylori с длительностью заболевания СД (r=0,84, р<0,05).
  2. У больных СД2 частота успешной эрадикационной терапии при использовании терапии первой линии значительно ниже, чем в группе сравнения (р<0,05).
  3. Фактором, приводящим к резистентности эрадикационной терапии в исследуемых группах, является частый прием антибиотиков ранее, что необходимо учитывать при назначении антихеликобактерной терапии у больных СД2.

Список литературы

1. Дедов И.И., Сунцов Ю.И., Кудрякова С.В. Экономические проблемы сахарного диабета в России // Сахарный диабет. - 2000. - №3. - С. 56-58.

2. Кулешов Е.В., Кулешов С.У. Язвенная болезнь и сахарный диабет // Врач. - 1995. - №9. - С. 28-29.

3. Gasbarrini A., Ojetti V., Pitocco D., Franceschi F., Candelli M., Torre E.L., Gabrielli M., Cammarota G., Armuzzi A., Pola P., Ghirlanda G., Gasbarrini G. Insulin-dependent diabetes mellitus affects eradication rate of Helicobacter pylori infection // Eur. J. Gastroenterol. Hepatol. - 1999. - 11. - Р. 713-716.

4. Gasbarrini A., Ojetti V., Pitocco D., Armuzzi A., Silveri N.G., Pola P., Ghirlanda G., Gasbarrini G. Efficacy of different Helicobacter pylori eradication regimens in patients affected by insulin-dependent diabetes mellitus // Scand. J. Gastroenterol. - 2000. - 35. - Р. 260-263.

5. Gentile S., Turco S., Olivero B., Torella R. The role of autonomic neuropathy as a risk factor of Helicobacter pylori infection in dyspeptic patients with type 2 diabetes mellitus // Diab. Res. Clin. Pract. - 1998; 42: Р. 41-48.

6. Федорченко Ю.Л., Коблова Н.М. Особенности течения гастродуоденальных язв у больных сахарным диабетом и лечение их квамателом // Дальневост. мед. журн. - 2001. - №3. - С. 9-13.

7. Delchier J.C., Ebert M., Maltfertheiner P. Helicobacter pylori in gastric lymphoma and carcinoma. Current Opinion in Gastroenterology: The year in Helicobacter pylori - 1998. - 14 (Suppl 1). - Р. 41-45.

8. Mehmet S. Oya Uygur-Bayramicli Haluk S. Type 2 diabetes mellitus affects eradication rate of Helicobacter pylori // World. J. Gastroenterol. - 2003 May. - 9(5). - Р. 1126-1128.

9. Xia H.H.X., Talley J.N., Kam E.P.Y., Young L.J., Hammer J., Horowitz M. Helicobacter pylori infection is not associated with diabetes mellitus, nor with upper gastrointestinal symptoms in diabetes mellitus // Am. J. Gastroenterol. - 2001. - 96. - Р. 1039-1046.


Об авторах

Ашот Мусаелович Мкртумян
ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва


Алексей Николаевич Казюлин
ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва


Кермен Ивановна Баирова
ГОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва


Рецензия

Для цитирования:


Мкртумян А.М., Казюлин А.Н., Баирова К.И. Частота и степень инфицированности хеликобактером при сахарном диабете 2 типа. Сахарный диабет. 2010;13(1):77-79. https://doi.org/10.14341/2072-0351-6020

For citation:


Mkrtumyan A.M., Kazyulin A.N., Bairova K.I. Incidence and graveness of helicobacter infection in patients with type 2 diabetes mellitus. Diabetes mellitus. 2010;13(1):77-79. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-6020

Просмотров: 1098


ISSN 2072-0351 (Print)
ISSN 2072-0378 (Online)