Preview

Сахарный диабет

Расширенный поиск

Великий целитель тела и воспитатель души. К 200-летию Н. И. Пирогова

https://doi.org/10.14341/2072-0351-6075

Содержание

Перейти к:

Аннотация

25 ноября исполняется 200 лет со дня рождения гениального русского врача Николая Ивановича Пирогова, основоположника военно-полевой хирургии, великого педагога, общественного деятеля и пламенного патриота своей Родины ? нашей национальной гордости. Пирогов, как Бурденко, как Сеченов и Павлов, как Боткин и Захарьин, как Мечников и Бехтерев, как Тимирязев и Мичурин, как Ломоносов и Менделеев, как Суворов и Кутузов ? с полным правом может быть назван новатором и воином науки.

Для цитирования:


Добрева Е.А., Бирагова М.С. Великий целитель тела и воспитатель души. К 200-летию Н. И. Пирогова. Сахарный диабет. 2010;13(4):125-128. https://doi.org/10.14341/2072-0351-6075

For citation:


Dobreva E.A., Biragova M.S. The great healer of body and soul. On the occasion of the 200th birthday anniversary of N.I. Pirogov. Diabetes mellitus. 2010;13(4):125-128. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-6075

Однажды Пирогов, гуляя по Парижу, увидел афишу. «Лекция профессора Нелатона об удалении зоба по методу Пирогова». Решил сходить. Француз продемонстрировал операцию на трупе и спросил: «Кто решился бы сделать подобное с живым человеком?» Николай Иванович крикнул: «Я!» «Не позорьтесь, месье, — рассердился лектор. — Это может сделать единственный хирург в мире — сам Пирогов!».

25 ноября исполняется 200 лет со дня рождения гениального русского врача Николая Ивановича Пирогова, основоположника военно-полевой хирургии, великого педагога, общественного деятеля и пламенного патриота своей Родины — нашей национальной гордости. Пирогов, как Бурденко, как Сеченов и Павлов, как Боткин и Захарьин, как Мечников и Бехтерев, как Тимирязев и Мичурин, как Ломоносов и Менделеев, как Суворов и Кутузов — с полным правом может быть назван новатором и воином науки.

Великий русский хирург Николай Иванович Пирогов родился в Москве 13 (25) ноября 1810 г. в семье майора провиантского управления. После домашнего обучения в 11 лет он был помещен в частный пансион, где в совершенстве овладел немецким, французским, латинским, греческим языками. По совету семейного врача Пироговых профессора хирургии и анатомии Московского университета Е.О. Мухина Николая Ивановича начали готовить для поступления в университет. После успешной сдачи экзаменов он был зачислен на медицинский факультет. Студенту было 14 лет.

В 1828 г. Н.И. Пирогов окончил университет и получил звание лекаря I разряда. По предложению академика Паррата в Дерпте был создан профессорский институт с целью подготовки профессоров для университетов России. Предполагались 3-летнее обучение в Дерпте и затем 2-годичная командировка. Е.О. Мухин (в то время декан медицинского факультета) предложил Н.И. Пирогову поехать в профессорский институт, тот согласился и назвал своей будущей специальностью физиологию, но в связи с тем, что это место было уже занято, он заявил, что готов специализироваться по хирургии (и «здесь возможны опыты на животных»).

Когда Н.И. Пирогов приехал в Дерпт, кафедрой хирургии заведовал профессор Ф.И. Мойер. Человек высокой культуры, блестящий хирург, Ф.И. Мойер принял Н.И. Пирогова весьма благожелательно.

В 1832 г. Н.И. Пирогов защитил докторскую диссертацию на тему «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством», написанную на латинском языке. Этой работой положено начало экспериментальной хирургии, поставленной на службу клинике, открыта новая страница хирургии — учение о коллатеральном кровообращении, блестяще развитое в дальнейшем русскими учеными.

В совет университета Мойер писал: «Мне пятьдесят лет, и я чувствую, что для меня настало время, которое больше не благоприятствует проведению хирургических операций. Ослабевшее зрение мешает уже проведению некоторых глазных операций. Поэтому я нахожу, что было бы правильно в интересах университета уступить место более молодому человеку и отказаться от службы, которая в продолжении 21 года была моей радостью и гордостью».

Это был тот случай, когда учитель, заметив в своем ученике большие способности, в интересах дела и науки передает ему эстафету. Совет избрал Н.И. Пирогова, принимая во внимание его юный возраст, на первое время экстраординарным профессором.

В Дерпте происходило становление гения русской хирургии, это был период напряженного творческого труда, без преувеличения — подвиг созидателя. В этот период Н.И. Пирогов издал следующие книги: «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», «Анналы хирургического отделения клиники Дерптского университета» (т. I — 1837 г., т. II — 1838 г.), «О перевязке ахиллова сухожилия как оперативно-ортопедическом средстве лечения» (1840).

Особое значение в истории хирургии имеют «Анналы хирургической клиники». Это было его первым профессорским под­вигом. Беспощадная откровенная критика своей деятельности едва ли встречалась где-либо в медицинской литературе. «В качестве врача у постели больного, который отдает вам в руки свою жизнь, перед учениками, которых вы учите, у вас есть одно спасение, одно достоинство — это правда, ничем не прикрытая правда».

В предисловии ко II тому «Анналов» Н.И. Пирогов писал: «Наш святой долг — только путем открытого способа действия, непринужденного и свободного признания своих ошибок уберечь медицинскую науку от опасного господства мелочных страстей».

В 1839 г. Н. И. Пирогов получил приглашение на должность профессора теоретической хирургии Медико-хирургической академии. Он представил свой проект реорганизации преподавания хирургии, выдвинув два предложения: учредить при академии новую кафедру — госпитальной хирургии и 2-й военно-сухопутный госпиталь на 2000 коек превратить в госпитальную клинику.

В октябре 1840 г. был подписан указ о назначении Н.И. Пирогова профессором Медико-хирургической академии. Он был назначен профессором госпитальной хирургической клиники, патологической и хирургической анатомии и главным врачом хирургического отделения на 1000 коек. Кроме того, Н.И. Пирогов назначен членом Медико-хирургического совета (им он оставался до конца жизни) при Министерстве внутренних дел, членом медицинской комиссии при Министерстве просвещения, техническим директором инструментального завода. Он также был консультантом в больницах — Обуховской, Петропавловской и Марии Магдалины.

В 1843 г. выходит капитальный труд Н.И. Пирогова «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела с рисунками (анатомия описательная, физиологическая и хирургическая). О грандиозности работы можно судить по атласу, где было зарисовано с натуры 500 патологоанатомических препаратов и представлено 100 анатомических рисунков. За этот труд он удостоен Большой Демидовской премии Российской академии наук.

Будучи техническим директором инструментального завода, Н.И. Пирогов сделал многое для оснащения больниц, особенно для обеспечения армии хорошим хирургическим инструментарием. Завод в то время выпускал лучшие в мире хирургические инструменты.

С первых дней работы в академии Н.И. Пирогов убедился, что преподавание анатомии ведется неправильно, студенты заучивали анатомические термины без препаровки, без вскрытия трупов. По его идее создан анатомический институт, где должны были готовить анатомов для всех университетов России. Директором был назначен Н.И. Пирогов.

16 октября 1846 г. — знаменательная дата не только в истории хирургии, но и в истории человечества. В этот день впервые была произведена большая хирургическая операция под полным эфирным наркозом. Снотворное действие эфира (в старину он назывался «сладким купоросом») было известно еще в 1540 г. Парацельсу. В конце XVIII века вдыхание эфира применялось для облегчения болей при чахотке и при кишечных коликах. Однако научное обоснование проблемы обезболивания принадлежит Николаю Ивановичу Пирогову.

14 февраля 1847 г. Н.И. Пирогов произвел свою первую операцию под эфирным наркозом во 2-м военно-сухопутном госпитале, 16 февраля оперировал под эфирным наркозом в Обуховской больнице, 27 февраля в Петропавловской (С.-Петербург). Испытав далее эфиризацию (эфирный наркоз) на здоровых людях повторно, на самом себе и располагая материалом уже 50 операций под эфирным наркозом (пользуясь последним в госпитальной и частной практике), Пирогов решил применить эфирный наркоз в военно-полевой хирургии — непосредственно при оказании хирургической помощи на поле сражения.

В 1849 г. вышла из печати первая крупная работа Н.И. Пирогова по военно-полевой хирургии «Отчет о путешествии по Кавказу, содержащий полную статистику операций, произведенных на поле сражения в различных госпиталях России с помощью анестезирования, опыты и наблюдения и проч.»

В 1850 г. вышел анатомический атлас Н. И. Пирогова «Топографическая анатомия, иллюстрированная проведенными в трех направлениях распилами через человеческие трупы». В нем помещены 995 рисунков в натуральную величину и пояснительный текст на 768 страницах, содержится непревзойденный фактический материал, основанный на применении метода распилов замороженных трупов. Атлас приобрел мировую известность, а его автор удостоен Большой Демидовской премии Российской академии наук.

В 1851 г. Н. И. Пирогов опубликовал работу о костно-пластической ампутации стопы. Он писал: «Кусок одной кости, находясь в соединении с мягкими тканями, прирастает к другой и служит и к удлинению, и к отправлению члена». Костно-пластическая ампутация оказала колоссальное влияние на развитие русской и мировой науки. Открыта новая глава хирургии — костная пластика. Работа удостоена Большой Демидовской премии Российской академии наук.

В 1854 г. Н. И. Пирогов применил алебастровую повязку при лечении простых и сложных переломов. Впервые в мире использовал гипсовую повязку в военно-полевых условиях.

Во время обороны Севастополя великий хирург не мог не быть там, где гибли тысячи людей без должной медицинской помощи. С трудом он добился разрешения и выехал в Крым 29 октября 1854 г. Вся обстановка в Севастополе описана Н.И. Пироговым в «Севастопольских письмах»: «Сердце замирает, когда видишь перед глазами, в каких руках судьба войны, когда знакомишься с лицами, стоящими в челе», «Средств нет, палаток нет, лошадей и фуража мало, куда везти, чаще еще хорошо не знают, все ближайшие госпитали уже переполнены, везде воруют» и т. п.

В Крыму Н.И. Пирогов оформился как военно-полевой хирург, здесь у него зародилась идея военно-полевой доктрины, которая с известными изменениями применяется до настоящего времени. Здесь возникло учение Н.И. Пирогова о сортировке раненых.

Во время обороны Севастополя Н.И. Пирогов руководил впервые созданной в истории войн организацией медицинских сестер, действующей на полях сражения. При помощи медицинских сестер Н.И. Пирогову удалось наладить уход за ранеными, их питание, четкое выполнение назначений. Сестры мужественно исполняли свой долг, 17 из них погибли в Севастополе, все, в том числе и Н.И. Пирогов, переболели сыпным тифом. За год работы на фронте Н.И. Пирогов вырос в талантливого организатора и военно-полевого хирурга, позднее обобщившего весь предшествующий опыт военно-полевой хирургии и личный опыт четырех войн и создавшего теоретические основы военно-полевой хирургии.

Н.И.Пирогов вернулся из Севастополя в Петербург 24 декабря 1855 г., в это время он уже решил уйти из академии. Ему было всего 45 лет, но срок службы в академии исчислялся 25 годами (каждый месяц в Севастополе считался за год), а профессорской службе исполнилось 32 года. 29 апреля 1856 г. он подал прошение, и 28 мая был подписан указ об увольнении Н.И. Пирогова из академии в связи с выслугой лет. Закончился второй период деятельности Н.И. Пирогова — петербургский. Это наиболее блистательный период его жизни.

В июле 1856 года была опубликована статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», в которой говорилось: «Школа должна готовить сознательных членов общества, способных не приспосабливаться к злу, а бороться с ним». Эта статья была с восторгом встречена передовой русской общественностью. Она, очевидно, сыграла немалую роль в том, что 30 сентября 1856 г. Н.И. Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Он выступал в газете с программой преобразования школы, поставил вопрос о преобразовании Одесского лицея в университет и одновременно писал о необходимости широкого доступа в университет представителей всех национальностей и сословий.

Н.И. Пирогов не сработался с генерал-губернатором края. 18 июня 1858 г. он переведен попечителем Киевского учебного округа. Но и здесь он отстаивал прогрессивные взгляды на преподавание. В своем дневнике он писал: «Я установил мой коренной принцип, по которому попечитель обязан оказывать на учащихся и учащих одно только нравственное влияние, власти же пытались навязать мне тайно полицейский надзор».

13 марта 1861 г. Н.И. Пирогов уволен с должности попечителя якобы по состоянию здоровья. В действительности же не по вкусу пришелся принципиальный попечитель стоящим у власти.

В апреле 1861 г. Н.И. Пирогов вместе с семьей уехал из Киева в свое имение Вишня. Перед отъездом Н.И. Пирогов подарил студентам университета свой портрет с надписью «Люблю и уважаю молодость потому, что свою помню».

17 марта 1862 г. Н.И. Пирогов был назначен руководителем профессорского института по подготовке молодых ученых. Он выехал в Германию, где пробыл 4 года (Гейдельберг, Берлин). В Гейдельберге у Н.И. Пирогова возникло решение обобщить свой военно-полевой опыт. В 1864 г. на немецком языке и в 1865 г. на русском языке издаются «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний о Крымской войне и кавказской экспедиции» в двух частях. В этом фундаментальном труде Н.И. Пирогова и в созданном позднее труде «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии 1877—1878 гг.» впервые в истории медицины были сформулированы основы военно-полевой хирургии.

В 1866 г. Н.И. Пирогов возвращается в Вишню, где построил больницу на 8 коек и аптеку. Он много оперирует в своей деревне и, судя по дневнику, весьма доволен результатами.

После 7 лет жизни в деревне в 1877 г. Н.И. Пирогов выехал на театр русско-турецкой войны, где находился с сентября 1877 г. по март 1878 г.

По возвращении в Вишню Н. И. Пирогов в течение года написал четвертое классическое произведение по военно-полевой хирургии: «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и тылу действующей армии 1877—1878 гг.». Этой книгой ученый завершил свои труды по военно-полевой хирургии. В ней было дано определение войны как травматической эпидемии. Здесь отчетливо прозвучал главный вывод — соблюдение принципа сберегательного лечения с отказом от широкого производства первичных ампутаций, выдвинуто новое предложение об эвакуации раненых железнодорожным транспортом.

5 мая 1879 г. Н.И. Пирогов начал последний труд «Дневник старого врача». Человек в конце жизненного пути заново просматривает прожитое, откровенно говорит о своих ошибках.

«Время, — писал Н.И. Пирогов, — обсудит и оценит лучше нашего и наши убеждения, и наши действия, а мы утешим себя тем, что и здесь на земле, где все проходит, есть для нас одно неразрушимое — это господство идей. И потому, если мы верно служили идее, которая по нашему твердому убеждению вела нас к истине путем жизни, науки и школы, то будем надеяться, что поток времени не унесет ее вместе с нами».

В 1880 г. Н.И. Пирогову исполнилось 70 лет и 50 лет его деятельности. В это время здоровье его пошатнулось. В начале 1881 г. на слизистой оболочке твердого неба справа появилась язва. В феврале 1881 г. в Вишню приехал Н.В. Склифосовский, осмотрел Н.И. Пирогова, успокоил его, одновременно Н.И. Пирогов дал согласие на чествование в Москве. 24—25 мая 1881 г. в Москве состоялось торжественное чествование великого юбиляра. В этот день Городская дума избрала Н.И. Пирогова почетным гражданином Москвы, он был избран почетным доктором многих университетов Европы. В ответной речи юбиляр сказал: «Я... за светлое будущее, от души желаю молодому поколению всего лучшего — правды и свободы».

После юбилея в Москве состоялся консилиум профессоров Н.В. Склифосовского, Э.К. Валья, В.Ф. Грубе и Э.Э. Эйхвальда, который признал опухоль злокачественной и рекомендовал Н.И. Пирогову операцию. Жена и сын Н.И. Пирогова решили поехать на консультацию в Вену к Бильроту, который успокоил Н.И. Пирогова (в действительности он считал операцию непоказанной). В тот вечер Николай Иванович записал в дневнике: «Ни Склифосовский, ни Валь, ни Грубе, ни Бильрот не узнали у меня ползучую раковую язву. Иначе первые трое не советовали бы операции, а последний не признал бы болезнь за пустяковую». Беда в том, что вырезать подобную опухоль сумел бы единственный хирург в мире — сам Пирогов.

Н.И. Пирогов вернулся в Вишню. Опухоль прогрессировала. 23 ноября 1881 г. Н.И. Пирогов скончался. Тело его было бальзамировано.

Прошло более 100 лет со дня смерти Николая Ивановича Пирогова. За это время множество открытий обогатило медицинскую науку. Однако открытия Н.И. Пирогова в области ана­томии, оперативной хирургии, военно-полевой хирургии не утратили значения и в настоящее время.

Н.В. Склифосовский писал: «Народ, имевший своего Пирогова, имеет право гордиться, так как с этим именем связан целый период врачебноведения. Начала, внесенные в науку Пироговым, останутся вечным вкладом и не могут быть стерты со скрижалей ее, пока будет существовать европейская наука, пока не замрет на этом месте последний звук богатой русской речи».

Об авторах

Екатерина Александровна Добрева
ФГУ Эндокринологический научный центр, Москва


Маргарита Станиславовна Бирагова
ФГУ Эндокринологический научный центр, Москва


Рецензия

Для цитирования:


Добрева Е.А., Бирагова М.С. Великий целитель тела и воспитатель души. К 200-летию Н. И. Пирогова. Сахарный диабет. 2010;13(4):125-128. https://doi.org/10.14341/2072-0351-6075

For citation:


Dobreva E.A., Biragova M.S. The great healer of body and soul. On the occasion of the 200th birthday anniversary of N.I. Pirogov. Diabetes mellitus. 2010;13(4):125-128. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/2072-0351-6075

Просмотров: 717


ISSN 2072-0351 (Print)
ISSN 2072-0378 (Online)